Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

О сборнике

 

Назад Далее

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Рабочая программа

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Настоящая программа составлена в соответствии с Законом России о  высшем и послевузовском профессиональном образовании, Инструкцией по организации учебного процесса в вузах МВД России и Государственным образовательным стандартом. Расчет часов сделан исходя из объема, выделяемого на культурологию в Примерном учебном плане по специальности 021100 – юриспруденция. (Всего – 90, аудиторных – 60, для самостоятельной работы – 30).

Культурология, наравне с логикой и философией, входит в систему дисциплин, исследующих дух. В логике дух исследуется в субъективной форме. В культурологии – в объективной. В философии – в единстве объективных и субъективных определений. Культурология и логика являются предпосылками философии.

Культурология с эмпирической стороны опирается на предварительные знания учащихся о различных областях культуры, о ее этногеографических и политических условиях. Эти знания приобретаются в ходе школьного и семейного образования. Культурология сколь дополняет эти знания, столь и приводит их в систему. Познанная в системе, культура открывает свою необходимость для человека. Тем самым создается основа для интериоризации культуры как целого. Интериоризация завершается в философии, где объективная необходимость культуры принимает и субъективную форму – форму свободы.

Поставленная перед культурологией задача решается посредством формирования у учащегося ряда качеств. В результате изучения культурологии учащийся должен:

а) понимать сущность культуры;

б) знать структуру культуры, значение ее форм и характер их взаимодействия;

в) понимать смысл мирового культурного процесса;

г) знать закономерность отношения национальной и мировой культур;

д) знать исторические типы культуры, устанавливать преемственность между ними;

е) для каждого типа культуры формулировать принцип, определять этногеографические и хронологические рамки, называть основные достижения и представителей;

ж) уметь показывать, как принцип определенной культуры проявляет себя в феноменах этой культуры;

з) понимать специфику взаимодействия форм культуры в рамках каждого типа культуры;

и) уметь выявлять элементы менее развитых типов культур в составе более развитых;

к) знать содержание величайших памятников (документов) культуры;

л) знать методику и иметь навык работы с памятниками (документами) культуры;

м) понимать место русской культуры в мировой;

н) знать суть современной культурной ситуации;

о) понимать связь культуры с общественным и индивидуальным бытием человека, знать специфику этой связи в каждом типе культуры;

п) уметь провести культурологический анализ любого феномена человеческого бытия и использовать результаты анализа в решении профессиональных задач.

Курс имеет два раздела. В разделе «Теория культуры» дается понятие культуры, выявляются ее основные формы: искусство, религия, наука, философия. Каждая из форм подробно рассматривается по ее понятию и в отношении с другими формами. Далее дается представление об историческом бытии культуры. Выявляется методология рассмотрения истории культуры. Культура предстает как мировой процесс, в котором национальные культуры составляют моменты. Одна или несколько национальных культур, осуществляющих в мировом процессе определенный духовный принцип, образуют исторический тип культуры. Исторические типы не произвольны. Они являются необходимыми ступенями развития духа. Эти ступени, пройденные человечеством, должны проходиться и каждым народом, и каждым индивидом, находящимися в культурном становлении.

Основанием для деления истории культуры на типы служит степень и характер внутренней различенности культуры на формы. Исторические типы культуры последовательно рассматриваются во втором разделе «История культуры». (1) Природный тип культуры. Культура здесь внутри себя еще не различена, она осознает себя через природу и погружена в нее. (2) Полуприродный тип культуры. Формы культуры уже выделились, но еще не получили самостоятельности, поэтому ограничены друг другом, а все вместе – природой. (3) Эстетический тип культуры. Формы (искусство, религия, наука, философия) достигли самостоятельности и сориентированы на искусство. (4) Религиозный тип культуры. Здесь формы культуры сориентированы на религию. (5) Рационалистический тип культуры. Культура сориентирована на понятийное мышление (науку и философию). В европейско-американском варианте рационализма эта ориентация еще не устойчива. Она осуществляется в абстрактном принципе свободы мышления. В русско-советской культуре, наоборот, наука и особенно философия признаны высшими ценностями, но при этом и догматизированы.

Курс культурологии читается в системе высшего образования всего несколько лет. Он не имеет за собой традиции, не обеспечен учебной литературой. Вышедшие в последнее время учебники и учебные пособия по культурологии ограничиваются рассмотрением отдельных культурологических проблем и отдельных историко-культурных эпизодов. Они поэтому не могут быть рекомендованы в качестве основной литературы для систематического изучения курса, хотя их можно использовать для проработки отдельных вопросов.

Специфика предмета культурологии вообще состоит в том, что он объединяет материал эмпирически крайне разнородный. Такой материал нецелесообразно, а порой и невозможно заключить в одной книге. Он находится в литературе о разных формах культуры и разных исторических периодах. В такой литературе его и следует искать. Кроме того, изучение культуры немыслимо без чтения первоисточников, являющихся памятниками культуры. При изучении курса необходимо активно пользоваться и справочной литературой. Все эти виды литературы представлены в обширном списке программы. Литература разделена на общую и литературу к отдельным темам. В общем разделе дана литература, которую можно использовать по всем или по многим темам. В каждом из списков, данных по темам, литература указана в том порядке, в каком ее рекомендуется изучать. При этом учтены: последовательность содержания программы, тематическая преемственность текстов и степень их сложности.  В конце каждого списка под чертой дана справочная литература.

Нет необходимости прорабатывать всю литературу и каждый источник в полном объеме. Путеводителем по литературе является содержание программы. Обращаясь к очередной дидактической единице в программе, учащийся должен при необходимости уточнить ее значение в справочной литературе и затем искать соответствующий материал в рекомендованных источниках. При этом следует использовать оглавления, именные и предметные указатели книг. Следует иметь в виду, что первая дидактическая единица в начале  каждого абзаца содержания программы в большинстве случаев имеет обобщающее значение для всего абзаца.

Памятники (документы) культуры и другие тексты, обязательные для чтения учащимися, преподаватель указывает дифференцированно для очной и заочной форм обучения в соответствующей методической литературе.

При отсутствии базового учебника особое значение приобретает читаемый лекционный курс. Учащимся предоставляется возможность пользоваться аудиозаписями этого курса.


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 


те­мы

Наименование разделов и тем

Всего час. ауд. занят.

Лекц.

Сем.

Конт.

Сам. раб.

 

 

 

Раздел I

Теория культуры

 

 

 

 

 

1

Понятие культуры

2

2

-

-

1

2

Формы культуры

4

4

-

-

1

3

Культура как мировой процесс

4

2

2

-

2

 

Раздел II

История культуры

 

 

 

 

 

4

Природный тип культуры (Архаика).

6

4

2

-

4

5

Полуприродный тип культуры (Древний Восток).

6

4

2

-

3

6

Эстетический тип культуры (Античность).

8

4

2

2

4

7

Религиозный тип культуры (Европейское Сдневековье).

10

6

4

-

6

8

Становление рационалистического типа культуры (европейско-американский рационализм).

12

8

2

2

5

9

Россия в мировом культурном процессе

8

6

2

-

4

 

Всего

60

40

16

4

30

 

Итоговый контроль

Зачет (экзамен)

 


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел I. Теория культуры

 

Тема 1. Понятие культуры

Природа и дух. Человек – носитель духа. Индивидуальный дух (душа). Дух в отношениях людей (цивилизация). Дух как культура. Творческий характер культуры. Самоценность культуры. Культура и свобода. Структура культуры. Понятие формы культуры. Культура и индивид. Культура и цивилизация. Культура и юриспруденция. Культурололгия как философская дисциплина. Теория и история культуры.

 

Тема 2. Формы культуры

Искусство. Понятие красоты. Сущность и структура художественного творчества. Виды искусства. Искусство как способ познания мира. Преступление и наказание как предметы художественной прозы.

Религия. Представление о Боге, мире и человеке в религии. Структура религии: вера, знание, культ. Религиозная община (церковь) – форма социализации религии. Религия как идеология. Догматизм религиозного знания.

Развитие представления о Боге. Природное понимание Бога. Бог как духовное существо (личность). Политеизм и монотеизм. Представление о Богочеловеке.

Религия и современное общество. Религия и сознание преступника.

Наука. Научное представление о закономерности мироздания. Уверенность в силе человеческого разума и требование доказательности в науке. Структура научного знания. Роль опыта в научном познании. Наука как сила, преобразующая мир. Раздробленность научного знания. Классификация наук.

Интеграция наук. Научное сообщество. Наука как идеология. Наука и современное общество. Наука права в системе научного знания.

Философия. Философское понятие о разуме, мире и человеке. Универсальность и самодостоверность философского мышления. Отношение философии к другим формам культуры. Философия как идеология. Философия и современное общество. Философия и право.

 

Тема 3. Культура как мировой процесс

Историческое бытие культуры. Народ как носитель культуры. Государственность и культура. Связь между характером народа и особенностью его культуры. Теория локальных культур, ее проблематичность.

Понятие мировой культуры. Развитие мировой культуры посредством национальных культур. Закономерность развития национальной культуры. Понятие общечеловеческих ценностей.

Народы – представители мирового культурного процесса. Историческая география мировой культуры.

Понятие исторического типа культуры. Исторические типы культуры: хронологические рамки, народы-представители, существенные черты.

 

Раздел II. История культуры

 

Тема 4. Природный тип культуры (Архаика)

Погруженность духа в природу. Самоосвоение духа через природу. Элементы архаической культуры: фетишизм, тотемизм, анимизм. Колдовство (магия) – универсальный культ Архаики. Синкретизм архаической культуры.

Оформление архаической культуры в мифе. Понятие мифа. Понятие мифологии. Функции мифа. Тематика мифов. Понятие «мифологического времени». Персонажи мифов. Общая тенденция развития мифологического сознания и ее проявление в сюжетах мифов. Миф в развитых типах культуры.

Значение греческой мифологии для греческой и мировой культуры. Основные циклы греческих мифов.

 

Тема 5. Полуприродный тип культуры (Древний Восток)

Различение культуры от природы. Внутреннее различение культуры на формы. Эклектизм. Основные культурные центры Древнего Востока.

Общая характеристика религии Древнего Востока. Полуприродный характер религии. Развитие религиозного представления в национальных религиях.

Древнекитайская религия. (Поклонение небу и предкам.) Древнеиндийская религия. (Поклонение миру как живому целому. Брахман и атман. Представление о переселении душ.) Буддизм: абстрактное преодоление природности в нирване.

Религия древних персов: зороастризм. (Ахурамазда и Ахриман. Поклонение и содействие добру как активному началу в мире. Полуприродное понимание добра: добро как жизнь. Дуализм добра и зла.)

Религия древних египтян: поклонение воскресшему богу – Осирису.

Представление о Боге как едином духовном существе (Яхве) у древних евреев. Библейская история и историческая судьбы еврейского народа. Священные книги иудеев. Противоречие природного и духовного в иудаизме.

Элементы архаической культуры в религиях Древнего Востока. Элементы религий Древнего Востока в христианстве.

Особенности искусства Древнего Востока. Архитектура – преобладающий вид искусства.

Прагматический  характер науки Древнего Востока.

Зачатки философской мысли в культуре Древнего Китая и Древней Индии. Несамостоятельность философской мысли Древнего Востока по отношению к религии.

 

Тема 6. Эстетический тип культуры (Античность)

Выявление самоценности культуры и ее форм в эстетическом типе. Эстетизм как принцип культуры. Космоцентризм – способ самоопределения человека в мире в рамках эстетического типа культуры. Проявление эстетизма в различных формах культуры.

Понятие Античности. Географическая, хронологическая и этнографическая характеристика античности. Древние греки – классические представители эстетического типа культуры. Переходный характер культуры Древнего Рима.

Особенности греческой религии. Греческие боги. Культ. Представление греков о судьбе (роке).

Особенности греческого искусства. Расцвет всех видов словесного искусства (поэзии) в Греции. Эпос Гомера и Гесиода. Сюжет «Илиады» и ее влияние на греческую культуру. Греческая лирика. Греческая драма. Греческий театр и его роль в жизни греков. Наглядное воплощение идеала красоты в греческой скульптуре. Принцип греческой архитектуры и ее основные элементы. Афинский Акрополь. Подчиненный характер всех других видов искусства.

Расцвет науки в Древней Греции: ее теоретический характер, основные достижения  и представители.

Начало историко-философского процесса в Греции. Основные представители и школы греческой философии.

Влияние культуры на быт и общественную жизнь греков. Культ тела у греков. Институт рабства в связи с принципом эстетизма. Полис. Греческая демократия. Ораторское мастерство в решении общественных вопросов.

Прагматический характер римской культуры. Греческие и римские боги. Римская рассудочность и греческая художественность. «Политическая» религия римлян. Формирование института частного права. Римская империя.

 

Тема 7. Религиозный тип культуры (Европейское Средневековье)

Религиозность как принцип культуры. Теоцентризм – способ самоопределения человека в мире в рамках религиозного типа культуры. Искусство, религия, наука и философия в религиозном типе культуры.

Осуществление религиозного типа культуры в средневековой  Европе. Географическая, хронологическая, этнографическая характеристика европейской средневековой культуры. Германские племена и падение Римской империи.

Христианская идея – стержень европейской средневековой культуры. Идейные истоки христианства. Этнографические и политические условия возникновения христианства. Личность Иисуса Христа.

Библия – священная книга христиан. История создания и структура Библии. Понимание отношения с Богом как Завета.

Тематика книг Ветхого Завета. Книга Бытия: сотворение мира и человека, грехопадение и начало человеческой истории. Профетическое значение Ветхого Завета. Талион как принцип уголовно-правовых норм (Книга Исход).

Тематика книг Нового Завета. Евангелия: жизнь и учение Христа. Эсхатологическая идея в Апокалипсисе.

 Этика Ветхого и Нового заветов. Содержание и смысл  10 заповедей Моисея. Этические идеи в нагорной проповеди Христа. Смысл христианской любви. Сравнение этических принципов Ветхого и Нового заветов.

Оформление христианского вероучения в Символе веры. Бог как Троица. Телесная и духовное бытие Богочеловека. Смысл его земной жизни и смерти. Христианское представление о смысле всемирной истории и назначение церкви.

Церковь как религиозно-общественный институт. Оформление христианской церкви на Никейском и Царьградском соборах. Огосударствление христианства. Церковный раскол. Католицизм и православие.

Разделение средневековой жизни на церковную и светскую. Культурное и политическое господство церкви. Наднациональный характер церкви. Латынь – международный язык средневековой культуры. Монашеские ордена и монастыри. Первые европейские школы и университеты. Карательные функции церкви (инквизиция, крестовые походы).

Раздробленность светской власти. Отношение светской и религиозной власти. Средневековый рыцарский идеал.

Средневековое искусство на службе у церкви. Особенность светского искусства. Рыцарский роман. «Божественная комедия» Данте – энциклопедия средневековья.

Церковь и наука.

Философия как теология. Основные задачи, решаемые теологией. Представители средневековой теологии.

Сущность ислама. Географическая, политическая и культурная связь христианской Европы с мусульманским миром.

 

Тема 8. Становление рационалистического типа культуры (европейско-американский рационализм)

Рационализм как принцип культуры. Антропоцентризм (гуманизм) – способ самоопределения человека в мире в рамках рационалистического типа культуры. Обнаружение свободы как главной человеческой ценности. Искусство, наука, религия и философия в рационалистическом типе культуры. Светский характер рационалистической культуры.

Становление рационализма в Европе. Расширение геоэтнической базы рационализма. Великие географические открытия и колонизация – предпосылки культурной экспансии. Создание американской цивилизации. Активизация славянского мира. Рационализм как принцип построения мировой цивилизации.

Искусство рационалистической культуры. Проявление интереса к человеку в искусстве. Идея возрождения античного идеала красоты. Расцвет живописи как самостоятельного вида искусства. Сюжеты европейской живописи и ее величайшие представители. Расцвет музыки как самостоятельного вида искусства. Величайшие композиторы. Европейская поэзия. Вечные вопросы человеческого бытия в трагедиях В. Шекспира. «Фауст» Гете – манифест рационалистической культуры. Расцвет художественной прозы – проявление тенденции интеллектуализации искусства. Мировое значение творчества Л. Толстого и Ф. Достоевского. Кинематограф – универсальный вид искусства.

Религия в рационалистической культуре. Кризис католической церкви. Сущность Реформации. М. Лютер. Протестантизм и католицизм в современном мире. Протестантизм и дух буржуазности. Атеизм в рационалистической культуре.

Наука в рационалистической культуре. Ф. Бэкон – идеолог новой науки. Отношение науки и религии: теория двойственной истины. Гипотетический метод Н. Коперника. Экспериментально-теоретический метод Г. Галилея. Механика И. Ньютона – образец научной системы. Общенаучное значение теории Ч. Дарвина. Технический прогресс и его влияние на культуру. Последние научные открытия и технические достижения, влияющие на состояние культуры и цивилизации. (Расщепление ядра. Вычислительная техника. Генная инженерия.)

Философия в рационалистической культуре. Отделение философии от религии. Декартовское «мыслящее Я» – философское выражение принципа рационалистической культуры. Философия как методология культуры и правотворчества. Основные представители философии рационалистической культуры. Осмысление Гегелем историко-философского процесса.

Влияние рационалистической культуры на общественную жизнь. Кризис католицизма и создание национальных государств. Ассимиляция и партикуляризация религии государством.

Идея построения общества на основе разума: Просвещение. Основные представители Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Осуществление идей Просвещения в социально-политической практике. Просвещение и массовое образование. Формирование современного правосознания.

Кризис европейско-американского рационализма. Абстрактность идеи свободы в европейско-американском рационализме. Дух буржуазности. Осмысление кризиса современной европейско-американской культуры в работе Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Господство экономики. Критика буржуазного общества К. Марксом. Коммунизм – идея общества конкретной (действительной) свободы. Вовлечение России в мировой культурный процесс.

 

Тема 9. Россия в мировом культурном процессе

Отношение России к мировой культуре. Приобщение к мировой культуре (до XVIII в.). Россия – равноправный субъект мировой культуры (XIX – нач. ХХ­ в.). Осуществление Россией новой ступени мирового культурного процесса (XX в.).

Дохристианская Русь. Христианизация Руси и господство религиозного типа культуры. Особенности православного христианства. Реформы Петра и становление рационалистической культуры.

Общая характеристика русской культуры  XIX – нач. XX в., основные представители. Становление самосознания русской культуры. Постановка вопроса о назначении русской культуры (П. Чаадаев). Спор западников и славянофилов. Религиозная, абстрактно-гуманистическая и коммунистическая модели развития России. Идея всеединства культуры Вл. Соловьева. Судьбоносное значение коммунизма для России (в оценке Н. Бердяева).

Непоследовательность европейско-американского рационализма. Коммунизм как вид рационализма. Соотношение форм культуры в коммунизме. Приоритет философии. Наука как средство преобразования природы и общества. Зависимость науки от философии. Служебная роль искусства. Негативное отношение к религии: атеизм. Догматический характер коммунистического рационализма, его внутренняя противоречивость. Идея синтеза коммунистического и европейско-американского рационализма. Величайшие достижения и представители коммунистической (советской) культуры.

Влияние коммунистической культуры на индивида и общественную жизнь. В. Ленин – идеолог и практик коммунизма в России. Создание на базе коммунистической культуры наднационального государства. Марксизм-ленинизм как официальная идеология советского государства. Тоталитарный характер советского государства. Противоборство культур во второй мировой войне. Историко-культурный смысл победы советского народа над фашистской Германией. Кризис коммунистической культуры и кризис Советского (Российского) государства.


 

ЛИТЕРАТУРА 

 

Общая ко всем темам 

1. Мень А. История религии в 7 т. – М., 1991-1992.

2. Иллюстрированная история религии в 2 т. – М.,1992.

3. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. – М.,1977.

4. Гуревич П. С. Культурология. – М.,1996.

5. Шпенглер О. Закат Европы. – М.,1993.

6. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.,1991.

7. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. – М.,1991-1992.

8. Настольная книга атеиста. (Любое издание.)

9. Большая советская энциклопедия. (Последнее издание.)

 

К отдельным темам (разделам) 

Раздел I

Темы 1 – 3

1. Соловьев Вл. Философские начала цельного знания // Соловьев Вл. Соч. в 2 т. Т.2. – М.,1988.

2. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. – М.,1989.

3. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. Гл.4. Основные условия культуры // Хейзинга Й. Homo Ludens. – М.,1992.

4. Соловьев Вл. Красота в природе // Соловьев Вл. Соч. в 2 т. Т.2. – М.,1988.

5. Соловьев Вл. Общий смысл искусства // Соловьев Вл. Соч. в 2 т. Т.2. – М.,1988.

6. Пуанкаре А. Последние мысли. Гл.9. Мораль и наука // Пуанкаре А. О науке. – М.,1983.

7. Соловьев Вл. Исторические дела философии // Вопросы философии. – 1988. –  № 8.

 

Раздел II

Тема 4

1. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М.,1989.

2. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. – М.,1964.

3. Токарев С. А., Милетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2т. Т.1. – М.,1991. С.11-20.

4. Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. (Любое издание.)

5. Лосев А. Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2т. Т.1. – М.,1991. С.321-335.

6. Грейвс Р. Мифы древней Греции. – М.,1992.

7. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.,1991. 

Тема 5

1. Древние цивилизации / Под ред. Бонгард-Левина Г. М. – М.,1989.

2. Ламберг-Карловски К., Дж. Саблов. Древние цивилизации. – М.,1992.

3. Касидовский З. Когда Солнце было богом. – М.,1991.

4. Васильев Л. С. История религий Востока. – М.,1988.

5. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. – М.,1987.

6. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.,1970.

7. Рак И. В. Мифы древнего Египта. – СПб.,1993.

8. Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. – М.,1980. 

Тема 6

 1. Боннар А. Греческая цивилизация в 3 т. – М.,1992.

 2. Дюрант В. Жизнь Греции. – М.,1997.

 3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. – М.,1988.

 4. О происхождении богов. – М.,1990.

 5. Гомер. Илиада. (Любое издание.)

 6. Лосев А. Ф. Гомер. – М.,1996.

 7. Эсхил. Прикованный Прометей. (Любое издание.)

 8. Софокл. Царь Эдип. (Любое издание.)

 9. Софокл. Антигона. (Любое издание.)

10. Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. – М.,1980.

11. Словарь античности. – М.,1989. 

Тема 7

 1. Библия. (Любое издание.)

 2. Толковая Библия. (Любое издание.)

 3. Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. – М.,1987.

 4. Символ Веры // Закон Божий для семьи и школы. (Любое издание.)

 5. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М.,1984.

 6. Ле Гофф Ш. Цивилизация средневекового Запада. – М.,1992.

 7. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М.,1992.

 8. Артамонов С. Д. Литература средних веков. – М.,1992.

 9. Любимов Л. Д. Искусство западной Европы. – М.,1982.

10. Христианство: Словарь. (Любое издание.) 

Тема 8

1. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М.,1978.

2. Пико дела Мирандолла. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса в 2т. Т.1. – М.,1981.

3. Любимов Л. Д. Искусство западной Европы. – М.,1982.

4. Шекспир В. Гамлет. (Любое издание.)

5. Соловьев Э. Ю. «Гамлет» Шекспира в контексте эпохи // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М.,1991.

6. Гете И. В. Фауст. (Любое издание.)

7. Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. – М.,1991.

8. Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М.,1991.

9. Лютер М. Время молчания прошло. – М.,1992.

10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр.произв. – М.,1990.

11. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. – М.,1980.

12. Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. Т.2. – М.,1978. С.12-79.

13. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произв. – М.,1990.

14. Хосе Ортега-и-Гассет. Положение науки и исторический разум // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. – М.,1991.

15. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т.1. – М.,1989.

16. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение // Кант И. Соч. в 6 т. Т.6. – М.,1966.

17. Соловьев Э. Ю. Феномен Локка // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М.,1991.

18. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.,1969.

19. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. (Любое издание.)

20. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. – М.,1991.

21. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. 

Тема 9

1. Никольский Н. М. История русской церкви. – М..1988.

2. Флоровский Г. Пути русского богословия. – Вильнюс. 1991.

3. Чаадаев П. Я. Первое философическое письмо // Чаадаев П. Я. Статьи и письма. – М.,1989.

4. Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего // Чаадаев П. Я. Статьи и письма. – М.,1989.

5. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.,1990.

6. Соловьев Вл. Русская идея // Соловьев Вл. Соч. в 2 т. Т.2. – М.: Правда, 1989.

7. Зеньковский В. В. История русской философии в 2 т. – Л.,1991.