Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

О сборнике

 

Назад Далее

  

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы
слушателей отделения заочного обучения

§ 1. Методика освоения курса культурологии

 Курс культурологии, предусмотренный Государственным стандартом и рабочим учебным планом отделения заочного обучения (в дальнейшем – ОЗО), предполагает проведение цикла установочных лекций (14 часов), написание слушателями контрольно-проверочной работы и итоговый экзамен. Большая часть работы по освоению курса должна проводиться слушателями ОЗО самостоятельно. Слушатели организуют свою самостоятельную работу по всему курсу и по отдельным темам, ориентируясь на объем часов, выделенный на курс и на темы в рабочей программе. Например, если на весь курс рабочая программа устанавливает объем 90 часов (включая аудиторные и самостоятельные занятия), то слушателю ОЗО на освоение курса в среднем потребуется 76 часов самостоятельных занятий (90 часов минус 14 часов установочных лекций).

Для организации самостоятельной работы слушатель должен прежде всего иметь рабочую программу (в дальнейшем – РП), «Методические указания и задания для написания контрольно-проверочных работ» (в дальнейшем – МУЗ КПР ) и настоящие методические рекомендации (в дальнейшем - МР).

Курс культурологии имеет ряд особенностей, которые должны учитываться слушателями в ходе освоения материала:

а) как и логика, культурология является философской дисциплиной и требует особого усилия понятийного (абстрактного) мышления;

б) курс недостаточно обеспечен учебной литературой, поэтому слушатель должен особо внимательно отнестись к установочному циклу лекций, а также к предлагаемым ему методическим материалам;

в) материал курса заключен в различных письменных источниках, поэтому учащемуся придется провести определенную работу по отбору и поиску текстов, необходимых для занятия культурологией;

г) материал курса относится к различным культурным эпохам и вследствие этого содержит множество специальных терминов и имен собственных: для знакомства с этими терминами и именами слушателю придется интенсивно использовать справочную литературу.

Работу по освоению курса рекомендуется проводить в следующем порядке.

1. Работа во время сессии, на которой читается установочный лекционный курс.

1.1. Изучить МР и РП. Уяснить, какие знания, умения и навыки слушатель должен продемонстрировать на экзамене. Уяснить, каким способом их следует формировать. Составить для себя список-минимум литературы, необходимой для самостоятельной работы по предмету. Оценить возможность получения этой литературы в пользование по месту жительства. Литературу, не доступную по месту жительства, приобрести в магазинах г. Вологды или изучить в библиотеках г. Вологды.

1.2. Изучить МУЗ КПР. При необходимости – уточнить свое задание у преподавателя. Решить вопрос с необходимой литературой так, как рекомендуется в п. 1.1.

1.3. Прослушать и законспектировать цикл установочных лекций. При необходимости – прослушать лекции вторично в аудиозаписи.

2. Работа в межсессионный период.

2.1. Материал следует изучать, руководствуясь вопросами к экзамену (см. § 5 МР), в том порядке, в каком эти вопросы даны. Уяснив вопрос, следует обратиться к соответствующей теме в РП и там найти дидактические единицы (подвопросы), раскрывающие этот вопрос. Рекомендуется, ориентируясь на эти дидактические единицы, письменно составлять план ответа на каждый экзаменационный вопрос.

2.2. Определить, какие вопросы (подвопросы) курса достаточно раскрыты в установочных лекциях, а какие нуждаются в самостоятельной доработке и разработке.

2.3. Приобрести в пользование необходимую литературу. При этом рекомендуется использовать публичные библиотеки и учебные заведения по месту жительства, межбиблиотечный абонемент, частные библиотеки, торговую сеть, услуги религиозных объединений.

2.4. Изучить курс в основном. При этом не следует детально прорабатывать все вопросы. В случае появления содержательных трудностей или отсутствия литературы по определенному материалу можно временно оставлять этот материал без разбора, помечая это.

2.4.1. При работе над отдельным вопросом рекомендуется сначала уточнить в справочной литературе содержание специальных терминов, имен собственных, событий, указанных в РП в связи с данным вопросом.

2.4.2. В литературе, подобранной для изучения данного вопроса, следует найти подразделы, раскрывающие суть дидактических единиц РП или пунктов составленного Вами по каждому вопросу плана. При этом необходимо ориентироваться по оглавлениям, именным и предметным указателям книг. Надо иметь в виду, что даже в подразделах, названия которых полностью совпадают с дидактическими единицами, может содержаться информация, не обязательная для уяснения сути изучаемых подвопросов. На такой информации не следует задерживаться. Рекомендуется конспективно записывать найденный по вопросу материал.

2.4.3. Изучить памятники культуры, связанные с разбираемым вопросом. (См. § 3 МР.)

2.4.4. С целью формирования представления о временной связи между феноменами культуры, ее формами и историческими типами рекомендуется по мере изучения вопросов заполнять синхронистическую таблицу по истории мировой культуры по образцу, предложенному для контрольно-проверочной работы. (См. МУЗ КПР, задание № 11.)

2.4.5. С целью формирования представления о географических условиях культуры рекомендуется, рассматривая каждый феномен культуры, находить для него соответствующую область на физической карте мира (карте Европы).

2.5. Выполнить контрольно-проверочную работу (в дальнейшем - КПР) в соответствии с МУЗ КПР.

2.6. Изучить курс окончательно. При этом следует вернуться к пропущенным вопросам, повторить наиболее сложный материал.

2.7. Проверить степень своей готовности к экзамену. Проверку провести, во-первых по перечню знаний, умений и навыков в пояснительной записке РП, во-вторых – по списку экзаменационных вопросов, в-третьих – по заданиям всех вариантов КПР.

3. Работа в экзаменационную сессию.

3.1. Получив необходимые консультации у преподавателя или сокурсников, а также – недостававшую литературу, проработать неусвоенные вопросы.

3.2. Накануне экзамена повторить весь материал и перечитать памятники культуры, выносимые на практическое задание на экзамене. (См. § 5 МР.)

4. На всех этапах освоения курса рекомендуется обращаться к преподавателю за устной консультацией, а в межсессионный период – также и за письменной. Для получения письменной консультации слушатель должен направить по адресу филиала на имя преподавателя письмо со своими вопросами; в письмо вложить конверт со своим домашним адресом.

 

§ 2. Предмет и основные понятия культурологии

 

Культурология есть знание о культуре. Что такое культура?

Все, что есть в мире, относится либо к природе, либо к духу. Носителем духа является человек. И хотя бытие человека имеет и природную сторону, все же сущностью его является дух.

Дух функционирует, во-первых, в пределах отдельного человека как его душа. Благодаря душе человек выделяется из природы, познает ее и господствует над ней. Во-вторых, дух функционирует в отношениях между людьми, задавая правовые и моральные нормы, сплачивая людей в семью, в гражданское общество, в государство. Это – общественный дух (цивилизация). И наконец, в-третьих, дух обращается на самого себя и начинает творить. Этот творческий дух и называется  культурой.

Душа человека и общество – предпосылки культуры. В них дух еще связан с природными потребностями человека, ставит себе внешние цели и поэтому до конца не свободен. Только в культуре дух обретает полную свободу, человек находит смысл своего бытия. Произведения культуры не могут служить средствами для чего-то, они дороги людям сами по себе. Поэтому произведения культуры называются ценностями. Для создания произведения культуры необходимо соединение духовной силы общества и творческой энергии отдельного человека (автора). Произведения культуры поэтому носят сколь общественный, столь и глубоко индивидуальный характер. В каждом произведении культуры концентрируется духовный опыт не только того народа, в среде которого оно создается, но и всего человечества. Произведения культуры поэтому являются общечеловеческими ценностями как по происхождению, так и по значению.

Произведениями культуры являются творения искусства, религиозные верования, научные теории и философские идеи. Иными словами, творческий дух (культура) функционирует в четырех формах: искусство, религия, наука, философия. Поскольку это  формы единого духа, то они связаны. Каждая из них так или иначе опирается на другие. Вместе они образуют систему культуры.

Возвышаясь над индивидуальной и общественной жизнью, культура в то же время определяет их. Она формирует мировоззрение отдельного человека и идеологию общества.

Раздел культурологии, исследующий культуру как систему форм называется теорией культуры.

Теория культуры абстрагируется от развития творческого духа во времени. Она рассматривает его уже в предельно развитом состоянии. Раздел культурологии, исследующий культуру в процессе ее развития во времени, называется историей культуры. Поскольку культура объединяет общечеловеческие ценности, то процесс ее развития есть мировой процесс. Народы по мере своей духовной зрелости подключаются к этому процессу. Сначала они усваивают ценности, уже выработанные другими народами. Затем они вносят в культуру свой вклад и наконец – передают эстафету творческого духа более молодым народам.

В своем развитии культура проходит несколько этапов, на каждом из которых осуществляет определенный принцип. Каждый этап, характеризуемый своим принципом, образует исторический тип культуры. Все четыре формы культуры наличествуют в каждом историческом типе. Однако содержание этих форм, специфика их отношения друг с другом, характер влияния на общественную жизнь различны в каждом типе.

На первых этапах развития человек еще не осознает (целиком или частично) свое отличие от природы. Дух творит себя в определениях природы. Формы культуры еще настолько мало развиты, что либо не различились друг от друга, либо еще только начинают различаться. Это – природный и полуприродный типы культуры.

Осознав отличие от природы, дух творит себя уже в своих собственных определениях. Формы культуры различились друг от друга. Во взаимодействии этих форм устанавливается определенная иерархия, в которой одна из форм оказывается смыслообразующей для всей системы. Сначала такой формой становится искусство (эстетический тип культуры), потом – религия (религиозный тип культуры), наконец – понятийное мышление в виде науки и философии (рационалистический тип культуры).Таблица, помещенная в приложении, дает общее представление о типах культуры.

 

§ 3. Памятники культуры и методика работы с ними

 

Памятник культуры это – произведение творческого духа, обладающее следующими свойствами:

– оно создано в рамках определенного исторического типа культуры  и адекватно выражает его существенные черты;

– оно связано с материальным носителем и поэтому сохраняется во времени;

– каждое новое поколение усваивает его в процессе образования: это произведение выступает необходимым элементом воспроизводства и развития культуры.

Для большинства произведений культуры наиболее эффективным материальным носителем является книга. В книге произведение культуры фиксируется с помощью зримых знаков (текста). Памятник культуры, носителем которого является книга (текст), можно называть документом культуры.

Слушатель ОЗО должен изучить три памятника культуры:

1. Легенды и мифы Древней Греции (в пересказе Н. А. Куна).

2. Драма Софокла «Антигона».

3. Библия.

 

1. Книга советского исследователя древнегреческой культуры Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», изданная несколько раз большими тиражами, остается самым популярным источником для знакомства соотечественников с содержанием греческой мифологии. В виде исключения слушатель ОЗО может изучать греческую мифологию и по другому источнику, если источник полный и не рассчитан на детей.

При чтении мифов разрешается пропускать второстепенные сюжеты. Слушатель должен иметь представление о следующих мифологических сюжетах: происхождение мира и богов; поколения богов и борьба между ними; раздел мира между детьми Крона; происхождение и жизнь каждого из олимпийских богов; происхождение человека; миф и Прометее; цикл мифов о Персее; миф о Сизифе; цикл мифов о Геракле; миф о Дедале; цикл мифов о Тесее; миф об Орфее; цикл мифов о Троянской войне (похищение Елены и начало войны, Ахилл и Гектор, падение Трои); цикл мифов об Эдипе и его детях.

Слушатель должен не только познакомиться с содержанием мифов, но и провести их культурологический анализ. Для этого необходимо изучить следующие источники:

а) Вводная статья «Мифология» в двухтомной энциклопедии «Мифы народов мира».

б) Статья «Греческая мифология» в той же энциклопедии, находящаяся в первом томе в соответствии с алфавитным порядком.

в) Вопросы всех вариантов заданий № 5 и № 6 КПР (см. МУЗ КПР): эти вопросы определяют основные направления культурологического анализа греческой мифологии.

Изучение греческой мифологии, с одной стороны, позволит понять сущность природного типа культуры, с другой – раскроет предпосылки эстетического типа (поскольку греческая мифология легла в основу всей культуры Древней Греции).

2. Драма Софокла «Антигона» является одним из величайших памятников эстетического типа культуры (культуры Древней Греции). Форма искусства была наиболее адекватна греческой культуре. Именно в форме драматической поэзии Софокл осмыслил и представил на суд своего народа (в театре) основные проблемы человеческого духа. Это проблемы смысла человеческой жизни и смерти; проблемы отношения семьи (рода) и государства, религии и политической власти, судьбы и свободы человеческого выбора.

Для того, чтобы понять сюжет драмы, необходимо сначала познакомиться с циклом мифов об Эдипе и его детях по книге Н. А. Куна (Фиванский цикл). Для того, чтобы разобраться в структуре драмы, необходимо перед чтением получить общие сведения о греческом театре, о последовательности сценического действия, типичных действующих лицах. Рекомендуется обратить внимание на роль хора и корифея в греческой драме, уточнить по справочной литературе значение терминов: пролог, парод, эписодий, стасим, эксод, коммос.

После чтения драмы следует провести культурологический анализ, руководствуясь вопросами всех вариантов задания № 7 КПР (См. МУЗ КПР).

Драму «Антигона» рекомендуется искать в сборниках произведений Софокла или сборниках нескольких античных авторов. Например: «Софокл. Драмы», «Софокл. Трагедии», «Античная драма» и т.п.

3. Библия – главный памятник религиозного типа культуры. Перед чтением Библии слушателю рекомендуется познакомиться с историей ее создания и структурой. Различия, имеющиеся между католическим, православным и протестантскими вариантами Библии, не существенны и не касаются тех книг, с которыми необходимо познакомиться слушателю. Поэтому можно работать с любым вариантом Библии.

В Библии слушатель должен прочитать следующие книги и главы:

Ветхий Завет. Бытие. Гл. 1 – 13;

Ветхий Завет. Исход. Гл. 19 – 22;

Новый Завет. Евангелие от Матфея.

Лучше всего читать «Толковую Библию». В ней библейский текст сопровождается комментариями. При чтении Библии рекомендуется пользоваться словарями по религии в целом и христианству, энциклопедией «Мифы народов мира».

Культурологический анализ текстов Библии проводится по вопросам всех вариантов заданий № 9 и № 10 КПР (см. МУЗ КПР).

 

§ 4. Рекомендации по использованию литературы

 

Помимо перечисленных в § 3 памятников культуры, в процессе изучения культурологии слушатель должен пользоваться и другими литературными источниками. Ниже перечислены наиболее важные из них.

Поскольку изучение большинства типов культур включает в себя знакомство с соответствующими религиями, слушателю рекомендуется иметь при себе книгу по истории религии. Такой книгой может быть семитомная «История религии» А. Меня; «Иллюстрированная история религии в 2 т.» (в ней, правда, нет христианства); один из выпущенных в последние годы учебников религиоведения (например: Радугин А. А. Введение в религиоведение. – М.,1997) и т.п. В добавление к такой книге следует иметь справочную литературу. Богатый справочный материал по религиям содержится в «Настольной книге атеиста». Рекомендуется использовать издаваемы в последнее время словари по различным религиям и прежде всего – по христианству.

Незаменимую услугу при изучении культурологии слушателю окажет двухтомная иллюстрированная энциклопедия «Мифы народов мира». Следует приложить все усилия, чтобы получить эту энциклопедию для работы. В ней, во-первых, находятся две статьи, которые слушатель должен изучить в обязательном порядке (см. § 3, п.1 МР и задания № 5 и № 6 МУЗ КПР). Во-вторых, в ней даются сведения по персонажам и сюжетам греческой мифологии. В-третьих, в ней даются сведения о представлениях всех религий, включая и христианство. В крайнем случае вместо этой энциклопедии можно использовать «Мифологический словарь», выпущенный издательством «Советская энциклопедия». Но в нем нет статьи «Греческая мифология».

При изучении эстетического типа культуры слушателю следует ориентироваться на одно из популярных исследований древнегреческой культуры. Рекомендуется трехтомник А. Боннара «Греческая цивилизация». В нем можно найти все необходимые сведения по греческому искусству, религии, науке, философии, быту и общественной жизни.

Для знакомства с этно-географическими и политическими факторами осуществления того или иного типа культуры можно использовать книги (учебники) по истории (общественно-политической истории). Если эти книги (учебники) достаточно подробны, то после описания каждой общественно-политической эпохи в них даются сведения о культуре этой эпохи. Этими сведениями можно пользоваться, применяя к ним историко-культурную типизацию и вписывая их в мировой культурный процесс.

При умелом подходе много полезной информации по культуре может дать «Большая советская энциклопедия». В крайнем случае под рукой надо иметь хотя бы «Советский энциклопедический словарь».


§ 5. Форма проведения и вопросы экзамена

 

Экзамен проходит в устной форме. Экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса и практическое задание по одному из трех памятников культуры, перечисленных в § 3 МР.

Практические задания формулируются по аналогии с вопросами вариантов заданий № 5, 6, 7, 9, 10 КПР (см. МУЗ КПР). Для выполнения практического задания слушателю на экзамене разрешается пользоваться соответствующим памятником культуры.

Теоретические вопросы № 10, 11, 19, 24 – 29 также требуют знания указанных выше памятников культуры.

При подготовке к ответу и ответе на экзамене слушателю разрешается пользоваться: рабочей программой по предмету; физической картой мира (Европы); текстом (памятником культуры), который указан в практическом задании билета. Эти материалы предоставляются слушателю экзаменатором. Запрещается самостоятельно приносить на экзамен эти материалы, а также приносить и использовать другие материалы.

Для подготовки ответа и выполнения практического задания на экзамене слушателю выделяется не менее 30 минут.

 

 

Вопросы экзамена 

 1. Понятие культуры.

 2. Искусство как форма культуры.

 3. Религия как форма культуры.

 4. Наука как форма культуры.

 5. Философия как форма культуры.

 6. Культура как мировой процесс.

 7. Общая характеристика архаической культуры. Элементы архаической культуры (фетишизм, тотемизм, анимизм), колдовство (магия).

 8. Мифология. (Сущность, структура, типы и значение мифа в архаической культуре.)

 9. Особенности и развитие греческой мифологии.

10. Греческие мифы о богах.

11. Греческие мифы о героях.

12. Общая характеристика культуры Древнего Востока.

13. Особенности искусства, религии, науки и философии Древнего Востока.

14. Религии Древнего Китая и Древней Индии.

15. Зороастризм и религия древних египтян.

16. Иудаизм.

17. Общая характеристика эстетического типа культуры. Влияние культуры на общественную жизнь и быт в Древней Греции.

18. Религия и искусство древних греков.

19. Софокл и его драма «Антигона».

20. Наука и философия в Древней Греции.

21. Особенности культуры Древнего Рима.

22. Общая характеристика религиозного типа культуры.

23. Этнические, политические и идейные истоки христианства. Личность Иисуса Христа.

24. История создания, структура, тематика и культурное значение Библии.

25. Ветхий Завет. Книга Бытия: сотворение мира и человека, начало человеческой истории.

26. Новый Завет. Евангелие от Матфея: жизнь и учение Христа.

27. Этика Ветхого Завета.

28. Уголовно-правовые нормы в Ветхом Завете.

29. Этика Нового Завета.

30. Христианское вероучение и его оформление в Символе веры.

31. История христианской церкви.

32. Искусство, наука и философия в условиях господства церкви. Влияние культуры на общественно-политическую жизнь средневековой Европы.

33. Общая характеристика рационалистического типа культуры.

34. Искусство рационалистической культуры.

35. Религия и атеизм в рационалистической культуре.

36. Наука в рационалистической культуре.

37. Философия в рационалистической культуре.

38. Идеи Просвещения и их реализация в социально-политической практике.

39. Кризис европейско-американского рационализма.

40. Основные этапы развития культуры России.

41. Становление самосознания русской культуры в XIX –  нач. XX  века.

42. Коммунистическая культура в России.

 

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Е 

Таблица

Исторические типы культуры

 

1

2

Исторический тип культуры

Природный

Полуприродный

Период в истории общества

Первобытное общество (Архаика)

Древний Восток

Хронологические рамки

 

нач.   | завершение

 

   ––––

 

III тыс. до н. э.

 

III тыс. до н. э.  

 

середI тыс.

до н. э.

 

Народы,
государства,
цивилизации

 

Не
сформировались

 

Древний Китай, Древняя Индия, цивилизации Месопотамии, персы, финикийцы, Древний Египет, древние евреи

Принцип (идея)  культуры

Творческий дух погружен в природу, определяет себя через нее, существует как природный дух

Творческий  дух отличается от природы, но смешивает определения природы  и собственные определения: природно-духовный эклектизм

 

Отношение форм культуры друг к другу

 

Дух в себе не расчленен:
синкретичен

 

Расчленение форм наметилось, но формы еще не самостоятельны

 

Способ
самоопределения человека

 

Физиоцентризм: человек – в природе и не отделяет себя от нее

 

Преодоление физиоцентризма: человек выделяет себя из природы, но определяется через взаимодействие с ней

3

4

5

Эстетический

Религиозный

Рационалистический

Античность

Средневековье

Новое Время и современность

начI  тыс. до н. э.

 

серед. I тыс.

 

нач.
 
I тыс. 

 

серед.
II тыс.

 

серед. II тыс.

 

–––––

 

Древняя Греция

 

(Древний Рим – переход к религиозному типу)

 

Европейские народы

Европейско-американская форма: Италия; Голландия; Испания; Англия; Франция; Германия; Россия; другие страны Европы; США

Советско-коммунистическая форма: Советская Россия; страны Восточной Европы

 

Идея красоты

 

Идея трансцендентного, открывающегося человеку Бога

 

Идея абсолютности человеческого мышления

Формы культуры достигли самостоятельности, сориентированы на
искусство

 

Формы культуры сориентированы на
религию

 

Формы культуры сориентированы на
науку и философию

Космо­­цент­ризм: человек находится в мире как в художественном произведении и призван творить красоту

Теоцентризм: человек находится в конечном, сотворенном Богом мире и стремится за пределы мира к открывающемуся ему Богу

 

 

Антропоцентризм:
 человек сам есть центр мироздания, творец мира и самого себя, мера всего сущего