Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

О сборнике

 

Назад

 

  

КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Методические указания и задания
для выполнения контрольно-проверочных работ
слушателями отделения заочного обучения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

§ 1. Задачи контрольной работы

Контрольно-проверочная работа проводится для решения следующих задач:

а) активизация и  организация самостоятельной работы слушателя по изучению предмета в период между сессиями;

б) проверка слушателем уровня своих знаний и умений по предмету и степени своей готовности к сдаче экзамена;

в) проверка преподавателем и отделением заочного обучения качества самостоятельной работы слушателя.

 

§ 2. Принцип построения заданий для контрольной работы

Предлагаемая слушателю контрольно-проверочная работа содержит одиннадцать заданий. Каждое из заданий связано с определенной темой, но  вместе они так или иначе охватывают большую часть учебного материала курса.

Задание № 11 – общее для всех слушателей. В задании № 2 учащемуся позволяется самому выбрать из предложенного списка текст для работы.   Другие задания выполняются с учетом варианта работы. Номер варианта слушателя определяется последней цифрой номера зачетной книжки. (Вариант № 10 – для слушателей с номером зачетной книжки, оканчивающимся на «0»).

Каждое из заданий с № 1 по № 10 имеет общую и особенную часть. В общей части задания формулируются требования и рекомендации, имеющие силу для всех слушателей, независимо от варианта контрольно-проверочной работы. В особенной части формулируются задачи по вариантам. В каждом задании слушатель должен выполнить  общую часть и свой вариант особенной части.

 

§  3. Методика выполнения заданий и литература

Поскольку для выполнения работы требуются разносторонние знания по всему предмету, а не по одной его теме, то приступать к  контрольной работе следует после того, как курс культурологии будет освоен, хотя бы в основном.

Задания № 2, 5, 6, 7, 9, 10 требуют непосредственной работы с первоисточниками (памятниками культуры). К ним относятся, прежде всего: сборники мифов древней Греции в пересказе Н. А. Куна, драма Софокла «Антигона», Библия. Методика работы с этими источниками подробно раскрыта в «Методических рекомендациях по организации самостоятельной работы слушателей» по культурологии.

Для выполнения других заданий слушатель должен подобрать источники самостоятельно, ориентируясь на список литературы в рабочей программе. Рекомендуется интенсивно работать со справочной литературой. Для первого задания можно использовать энциклопедические словари и популярную литературу по отдельным видам искусства. Для третьего и четвертого задания – литературу по истории религии или по отдельным религиям, энциклопедию «Мифы народов мира», словарь «Христианство», «Настольную книгу атеиста». Для восьмого задания – трехтомник Э. Боннара «Греческая цивилизация» или другую литературу по греческой культуре, «Словарь античности». Наконец, задание № 11 выполняется исключительно на основе универсальной справочной литературы, например – «Большой советской энциклопедии», в крайнем случае – «Советского энциклопедического словаря».

Материал всех вариантов контрольной работы так или иначе входит в экзаменационные вопросы. В связи с этим слушателям рекомендуется выполнять задания и других вариантов с целью самопроверки. При изучении памятников культуры слушателям рекомендуется пользоваться вопросами всех вариантов соответствующего задания как смысловыми ориентирами.

 

§ 4. Порядок оформления, представления на проверку и оценки контрольно-проверочной работы

Выполнение контрольно-проверочной работы по предмету «Культурология» предусмотрено учебным планом и является необходимым условием допуска слушателя к сдаче экзамена.

Контрольно-проверочная работа оформляется в тетради (в случае рукописного исполнения) или в подшивке стандартных листов (в случае машинописного исполнения). Объем текста не регламентирован. Ориентировочный объем одного задания 1–4 страницы рукописного текста ученической тетради. Почерк должен быть разборчивым. Работы, написанные неразборчивым почерком, не зачитываются. В случае неуверенности слушателя в своем почерке рекомендуется выполнять работу в машинописном варианте.

На обложке указывается: фамилия, имя, отчество; программа (высшая) и форма (заочная) обучения; курс; учебная группа; номер зачетной книжки; номер варианта; место работы; должность; специальное звание; домашний адрес. Страницы нумеруются.

Каждое задание выполняется с новой страницы. Вверху страницы указывается номер задания: «Задание № ...». (Текст задания переписывать не надо.) Пропускается строка. Далее с красной строки дается текст ответа. Слушатель должен ответить на все вопросы (выполнить все требования) задания в той последовательности, в какой они даны.

При использовании цитат их следует заключать в кавычки и делать ссылку на место в тексте в соответствии с библиографическими правилами. При ссылке на текст древнегреческой драмы принято указывать: автора, название произведения и номер строки. (Нумерация строк идет сбоку текста через каждые 10 строк.) Например: «Софокл. Антигона. (146 - 148)». При ссылке на текст Библии принято указывать, что цитируется Библия; далее указывается сокращенно название книги в составе Библии, номер главы и номер стиха. Например: «Библия. Быт.  4, 2 - 8». (Книга «Бытие», глава четвертая, стихи со второго по восьмой.)

В конце задания слушатель указывает литературу, использованную им при выполнении этого задания.

Контрольная работа представляется в отделение заочного обучения не позже, чем за месяц до начала сессии. Работа получает оценку «зачет» или «незачет». Для получения оценки «зачет» слушатель должен удовлетворительно выполнить большую часть заданий контрольной работы. Работа должна выполняться слушателем самостоятельно. Если самостоятельность выполнения работы вызывает сомнения у преподавателя, то слушателю может быть  предложено пройти собеседование по контрольной работе. В ходе экзамена слушателю может быть задан дополнительный вопрос, связанный с тематикой его работы. Слушатель, получивший оценку «незачет», должен переписать контрольную работу. При переписывании вариант сохраняется.


ЗАДАНИЯ 

Задание 1

Рассмотрите вид искусства, указанный в вашем варианте.

Является  это искусство простым или сложным? Если это сложное (синтетическое) искусство, то укажите, какие простые искусства входят в него. Если это простое искусство, то укажите, в какие сложные оно входит и какую функцию в них выполняет. 

Какими материальными средствами создается произведение этого искусства? Укажите основные подвиды (роды, жанры и т.п.) этого искусства.

В каких исторических типах культуры этот вид получил развитие, какую функцию в этих типах он выполнил? Назовите наиболее известных представителей этого вида искусства и их произведения (по типам культуры).

 

Вариант  1

Архитектура

Вариант  2

Скульптура

Вариант  3

Живопись

Вариант  4

Музыка

Вариант  5

Поэзия

Вариант  6

Художественная проза

Вариант  7

Театр (драматический)

Вариант  8

Балет

Вариант  9

Опера

Вариант 10

Кино

 

Задание 2

Прочитайте одно из произведений художественной прозы, на Ваш выбор, из перечисленных:

1. Достоевский Ф. М. Записки из мертвого дома.

2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание

3. Шаламов В. Т. Очерки преступного мира.

4. Довлатов С. Зона.

5. Габышев Л. Одлян, или воздух свободы.

Ответьте на следующие вопросы:

Какая область правовых отношений исследуется в этом художественном  произведении?

Какие важные черты в мыслях, чувствах и действиях правонарушителей и правоохранителей  подмечает автор?

Какие выводы для своей профессиональной деятельности Вы можете сделать, прочитав это произведение?


Задание 3

Сравните представления о боге, имеющиеся в двух религиях, указанных в Вашем варианте. (Сравнить – значит выявить черты сходства и различия).

 

Вариант  1

Христианство и египетская религия (Осирис)

Вариант  2

Христианство и греческая религия (Зевс)

Вариант  3

Христианство и зороастризм (Ахурамазда)

Вариант  4

Христианство и иудаизм

Вариант  5

Египетская религия (Осирис) и греческая религия (Зевс)

Вариант  6

Иудаизм и греческая религия (Зевс)

Вариант  7

Зороастризм (Ахурамазда) и греческая религия (Зевс)

Вариант  8

Иудаизм и зороастризм (Ахурамазда)

Вариант  9

Иудаизм и египетская религия (Осирис)

Вариант 10

Зороастризм (Ахурамазда) и египетская религия (Осирис)

 

Задание 4

Какую роль в религии выполняет культ?

Опишите культовое действие, указанное в Вашем варианте. (Если оно типично для нескольких религий, то опишите его на примере любой из них.) Раскройте смысл этого культа и его символику.

 

Вариант  1

Жертвоприношение

Вариант  2

Жертвоприношение

Вариант  3

Предсказание (в религии древних греков)

Вариант  4

Предсказание (в религии древних греков)

Вариант  5

Молитва

Вариант  6

Молитва

Вариант  7

Крещение (в христианстве)

Вариант  8

Крещение (в христианстве)

Вариант  9

Пост

Вариант 10

Пост

 

Задание 5

По книге Н. А. Куна  «Легенды и мифы древней Греции» изучите содержание греческой мифологии. Изучите вводную статью «Мифология» и статью «Греческая мифология», находящиеся в энциклопедии «Мифы народов мира».

В чем сущность хтонического (доолимпийского) периода развития греческой мифологии? В чем сущность олимпийского периода?

Проанализируйте образ олимпийского божества, указанного в Вашем  варианте. Какое существенное качество человека, общественных отношений, культуры олицетворяется этим божеством? Как это качество проявляется во внешнем виде, характере, образе жизни божества? Приведите в качестве примера один – два мифологических сюжета, в которых это божество играет важную роль. Покажите, что поведение божества в этих сюжетах соответствует его качеству. Какие элементы в образе этого божества являются рудиментами хтонической мифологии?

 

Вариант  1

Зевс

Вариант  2

Гера

Вариант  3

Аполлон    

Вариант  4

Афина

Вариант  5

Гермес

Вариант  6

Афродита

Вариант  7

Гефест

Вариант  8

Дионис

Вариант  9

Деметра

Вариант 10

Аполлон

 

Задание 6

Изучите литературу, указанную в задании № 5. Особое внимание уделите мифам о героях (Прометей, Персей, Сизиф, Геракл, Дедал, Тесей, Орфей). Выполните задание (ответьте на вопросы) своего варианта.

 

Вар. 1

Докажите, что все перечисленные персонажи являются героями (в греческом понимании), т.е. детьми или потомками богов и смертных людей. Как в героях проявляется их божественное происхождение? Проиллюстрируйте это примерами из мифов о героях.

Вар. 2

Опираясь на образы перечисленных персонажей, составьте типовой портрет греческого героя. Подмеченные Вами черты иллюстрируйте примерами из мифов об этих героях.

Вар. 3

Какие типы героев встречаются в греческих мифах? Какие еще персонажи, помимо героев, действуют в греческих мифах? Проиллюстрируйте примерами из мифов о героях.

Вар. 4

Какие сюжеты в мифах о героях выражают победу человека над хаосом природы? Приведите и поясните эти сюжеты.

Вар. 5

Приведите примеры из мифов о героях, где герои борются со злом не грубой физической силой, а опираясь на силу ума.

Вар. 6

Приведите примеры мифов о героях, где герои действуют как «культурные герои», т.е. утверждают среди людей определенные знания, технические умения, социальные институты, элементы культуры.

Вар. 7

Какие поступки героев неугодны греческим богам? Почему герои совершают эти поступки? Как они за это наказываются? Приведите примеры из мифов о героях.

Вар. 8

Найдите в мифах о героях и приведите сюжеты, связанные с царством мертвых. Как герои относятся к смерти? Как греческая мифология понимает бытие человека после смерти?

Вар. 9

Какую роль в греческих мифах играет судьба (рок)? Найдите в мифах о героях и приведите сюжеты, наиболее ярко показывающие действие судьбы (рока).

Вар. 10

Найдите в мифах о героях и приведите сюжеты, содержащие элементы фетишизма, тотемизма, анимизма, магии (колдовства).

 

Задание 7

Познакомьтесь с циклом мифов об Эдипе и его потомках по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы древней Греции». Прочитайте трагедию Софокла «Антигона».

Выполните задание (ответьте на вопросы) своего варианта.

 

Вар. 1

Сформулируйте, в чем состоит конфликт, образующий эту трагедию. Перечислите персонажей, представляющих каждую из конфликтующих сил. Как разрешается этот конфликт? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии.

Вар. 2

Какова позиция Антигоны? На какую традицию Антигона опирается? В чем величие идеи, защищаемой Антигоной? В чем ограниченность правды Антигоны? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии.

Вар. 3

Сформулируйте, в чем состоит конфликт, образующий эту трагедию. Перечислите персонажей, представляющих каждую из конфликтующих сил. Как разрешается этот конфликт? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии.

Вар. 4

Какова позиция Антигоны? На какую традицию Антигона опирается? В чем величие идеи, защищаемой Антигоной? В чем ограниченность правды Антигоны? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии.

Вар. 5

Какова позиция Креонта? На какую традицию опирается Креонт? В чем величие идеи, которую он защищает? В чем ограниченность правды Креонта? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии.

Вар. 6

Какова позиция Тиресия? Какова роль этого персонажа в развитии и разрешении конфликта? На примере Тиресия дайте описание культа предсказаний в религии древних греков. Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии.

Вар. 7

Какова позиция Креонта? На какую традицию опирается Креонт? В чем величие идеи, которую он защищает? В чем ограниченность правды Креонта? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии.

Вар. 8

Определите, какое место в трагедии занимают боги. С какой целью и к каким богам обращаются герои трагедии? Как боги относятся к героям? Когда возникает и как действует сила судьбы (рока)? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии.

Вар. 9

Какова позиция Тиресия? Какова роль этого персонажа в развитии и разрешении конфликта? На примере Тиресия дайте описание культа предсказаний в религии древних греков. Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии.

Вар. 10

Исследуйте, какое место в трагедии занимают боги. С какой целью и к каким богам обращаются герои трагедии? Как боги относятся к героям? Когда возникает и как действует сила судьбы (рока)? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии.

 

Задание 8

Напишите, какие достижения имели древние греки в науке, указанной в Вашем варианте. Назовите выдающихся греческих ученых в указанной области.

 

Вариант  1

Математика

Вариант  2

Астрономия

Вариант  3

Медицина

Вариант  4

Математика

Вариант  5

Астрономия

Вариант  6

Механика

Вариант  7

История

Вариант  8

Медицина

Вариант  9

Механика

Вариант 10

История

 

Задание 9

Прочитайте в Ветхом Завете Библии следующие главы:

кн. Бытие, гл.1 - 13; кн. Исход, гл.19 - 22.

Выполните задания (ответьте на вопросы) своего варианта.

 

Вар. 1

Найдите в тексте сказание о творении мира Богом до появления человека. Укажите это место номерами глав и стихов. Укажите основные этапы сотворения природы. Какую структуру имеет природа в христианском мировоззрении? Сравните христианское и современное научное представление об эволюции и структуре природы.

Вар. 2

Найдите в тексте сказание о сотворении человека. Укажите это место номерами глав и стихов. В чем отличие человека от остального сотворенного мира? Чем человеческая душа отличается от животной? Каково предназначение человека в мире? В чем смысл библейского сказания о создании женщины из ребра мужчины?

Вар. 3

Найдите в тексте сказание о жизни людей в раю, грехопадении и изгнании из рая. Укажите это место номерами глав и стихов. Какую заповедь Бога нарушили люди в раю? Как они повели себя, будучи уличенными? Как люди были наказаны? Какое новое положительное качество приобрели люди, совершив грех? В чем смысл сказания о грехопадении?

Вар. 4

Найдите в тексте сказание о Каине и Авеле. Укажите это место номерами глав и стихов. Как в этом сказании выражено исторически первое общественное разделение труда? В чем была причина первого убийства? Как был наказан убийца? В чем смысл этого наказания?

Вар. 5

Найдите в тексте сказание о всемирном потопе. Укажите это место номерами глав и стихов. С какой целью Бог задумал всемирный потоп? Почему род Ноя был сохранен? Как Бог объяснил и оправдал зло, находящееся в человеке? Почему Бог запретил убийство человека? Какой завет дал Бог Ною? В чем смысл сказания о всемирном потопе?

Вар. 6

Найдите в тексте сказание о появлении народов, разделении языков и патриархе еврейского народа (Аврааме). Укажите это место номерами глав и стихов. Как в Библии объясняется разделение человечества на народы? Как объясняется рабское положение одного народа по отношению к другому? Как объясняется множественность языков? Какое обещание дает Бог Аврааму? Поясните смысл выражения «земля обетованная».

Вар. 7

Найдите в тексте сказание о заключении Богом завета с еврейским народом и о предписании еврейскому народу законодательства. Укажите это место номерами глав и стихов. Кто такой Моисей и какова его роль в истории еврейского народа и становлении иудаизма?

В чем суть завета, данного Богом еврейскому народу через Моисея? Что должно обязать евреев выполнять данный Богом закон: совесть, любовь к ближнему или страх? Ответ подкрепите цитатами из Библии.

Вар. 8

Найдите в тексте десять главных заповедей закона, данного Богом еврейскому народу (Десять заповедей Моисея). Укажите это место номерами глав и стихов. Укажите, какие из этих заповедей регламентируют отношение человека к Богу, а какие – человека к человеку. Разъясните смысл заповедей: «Не делай себе кумира» и «Не произноси имени Господа напрасно». Какие из 10 заповедей имеют общечеловеческое значение, а какие – только историческое, связанное с еврейской культурой?

Вар. 9

Найдите в тексте закон, данный Богом еврейскому народу. Укажите это место номерами глав и стихов. В нормах, имеющих  уголовно-правовой характер, обратите внимание на диспозицию и санкцию. Укажите нормы,  построенные по принципу талиона.

Вар. 10

Найдите в тексте закон, данный Богом еврейскому народу. Укажите это место номерами глав и стихов. В нормах, имеющих уголовно-правовой характер, обратите внимание на диспозицию и санкцию. Сравните древнееврейское и современное российское уголовное законодательство. Покажите, как изменились взгляды людей на самые распространенные преступные деяния. (Что оценивается более строго, что – менее строго?)

 

Задание 10

Прочитайте в Новом Завете Библии Евангелие от Матфея. Выполните задание (ответьте на вопросы) своего варианта.

 

Вар. 1

Что Иисус Христос понимал под Царством Божьим? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Вар. 2

Как Иисус Христос относился к закону, данному Богом через Моисея? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Вар. 3

За что Иисус Христос критиковал религиозную жизнь иудеев? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Вар. 4

Каково было отношение Иисуса Христа к римской власти? Кто такой Понтий Пилат? Какую позицию по отношению к Христу он занял? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Вар. 5

В чем смысл предложений, сделанных дьяволом Христу в пустыне? Покажите, что Иисус Христос оставался верным тому выбору, который он сделал в пустыне, на протяжении всей своей жизни. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Вар. 6

Составьте портрет идеального человека в соответствии с учением Иисуса Христа. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Вар. 7

В чем Иисус Христос видел источник зла? Как учил относиться к проявлениям зла? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Вар. 8

Что Иисус Христос понимал под истинной любовью? Кого и за что следует любить? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Вар. 9

Декларировал ли Иисус Христос свое божественное происхождение? В чем он видел свою земную миссию? Когда и как обращался к Богу? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Вар. 10

Насколько существенно для Иисуса Христа было разделение людей по национальности, по социальному положению, по полу? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

 

Задание 11

Составьте синхронистическую таблицу по рационалистическому типу культуры. Таблицу расположите на развороте тетрадного листа. Две первые и две последние строки таблицы – шкалы веков и десятилетий (XV – XX века).  Остальные строки сверху вниз получают следующие значения: философия; наука и техника; искусство (живопись); искусство (музыка);  искусство (художественная литература); общественно-политическая жизнь.

В списке даны имена выдающихся людей и названия важнейших событий рационалистической культуры. Имя каждого человека и событие слушатель должен внести в строку, соответствующую области деятельности этого человека или характеру события. Имя и название события в строке следует пометить так, чтобы оно соответствовало своему времени на шкале. При этом фамилия вписывается  без инициалов. Первая буква должна соответствовать времени рождения ( с точностью до 10 лет). Рядом с фамилией в скобках сокращенно указывается национальность. Конец записи должен примерно совпадать с временем смерти. Названия событий вписываются так, чтобы первая буква совпадала со временем начала этого события. При этом можно исполь­
зовать сокращения. Если в таблице имена совпадают и по строке и по времени, то в строке они пишутся друг под другом. Черновой вариант таблицы рекомендуется заполнить карандашом  и лишь потом перенести таблицу на чистовой лист.

 

Образец таблицы, пример заполнения, размеры 

 

Века

ХV

ХVI

ХVII

ХVIII

ХIХ

ХХ

Десятилетия

 | | | | | | | | |

 | | | | | | | | |

 | | | | | | | | |

 | | | | | | | | |

 | | | | | | | | |

 | | | | | | | | |

Философия

 

 

                Г

Декарт(Фр)

о б б с (Ан)

 

 

 

Наука и техника

 

 

 

 

 

 

 

Религия

 

 

 

 

 

 

 

Ис
к

живопись

 

 

 

 

 

 

у
с
с

музыка

 

 

 

 

 

 

т
в
о

литература

 

 

 

 

 

 

Общественно-политическая жизнь

 

 

 

 

 

 

Десятилетия

 | | | | | | | | |

 | | | | | | | | |

 | | | | | | | | |

 | | | | | | | | |

 | | | | | | | | |

 | | | | | | | | |

Века

ХV

ХVI

ХVII

ХVIII

ХIХ

ХХ

 

Ширина таблицы – 33 см.

Высота – 17 см.

Ширина столбцов, соответствующих векам – 5 см каждый.

Высота строк всех, кроме «Науки и техники» – 2 см.

«Наука и техника» – 3 см.

Линии между столбцами проводить пунктиром.


 

Список имен и событий

 

Бах И.

Бетховен Л.

Бэкон Ф.

Винер Н.

Галилей Г

Гегель Г.

Гете И.

Генрих VIII

Гитлер А.

Гоббс Т.

Дарвин Ч.

Достоевский Ф.

Декарт Р.

 

Кальвин Ж.

Кант И.

Королев С.

Колумб Х.

Коперник Н.

Кюри П.

Локк Дж.

Лютер М.

Лейбниц Г.

Ленин В.

Леонардо да Винчи

Микеланджело Б.

Моцарт В.

 

Мендель Г.

Менделеев Д.

Маркс К.

Ньютон И.

Наполеон Б.

Ницше Ф.

Планк М.

Пикассо П.

Рабле Ф.

Рафаэль Санти

Робеспьер М.

Рубенс П.

Руссо Ж.-Ж.

Рембрандт Х.

 

Ренуар О.

Сталин И.

Сервантес М.

Толстой Л.

Уатт Д.

Фарадей М.

Циолковский К.

Чайковский П.

Шопен Ф.

Шостакович Д.

Шекспир В.

Шиллер И.

Эйнштейн А.

 Английская буржуазная революция l Образование США l Великая французская революция l Принятие Декларации прав человека и гражданина l I мировая война l Великая Октябрьская социалистическая революция l II мировая война l Образование ООН l Распад СССР