Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Статья (1998)

 

 §1. Современная академическая философия и философская пропедевтика

 

Характер преподавания философии в стране определяется двумя факторами. С одной стороны - состоянием академической философии; с другой -  состоянием общественного сознания, поскольку это сознание вырабатывает определенное отношение к философии. Оба эти фактора в настоящее время неблагоприятны для философской пропедевтики.

Кризис современной академической философии связан с тем, что она еще не выработала навык самостоятельного мышления. В силу определенных историко-культурных условий советская академическая мысль была обращена только к одной - марксистско-ленинской - форме философии. При этом культивировалось нерефлективное, догматическое принятие марксизма-ленинизма. Философы могли совершать мыслительное движение лишь в пределах, предустановленных классиками господствующего мировоззрения. И как только условия, жестко связывавшие отечественную философию с марксизмом-ленинизмом, изменились, академическая мысль, получившая свободу, оказалась в некоторой растерянности.

Что должна предпринять отечественная философия, освобождаясь от своего зависимого бытия? Во-первых, определить разумный момент в философской позиции Маркса, Энгельса, Ленина. (Ведь если современная академическая философия на что-то способна, то благодаря марксизму-ленинизму: иной школы у нее не было). Во-вторых,  выйти за рамки марксизма-ленинизма и построить концепцию мира, исходя из логики всего историко-философского процесса, а не из отдельной исторически ограниченной формы философии. В-третьих, опираясь на эту концепцию, выяснить, с какой необходимостью во всемирной истории возникла та культура (советская), которая, с одной стороны, возвысила философию до уровня идеологии, с другой - догматизировала ее.

Вместо этого академическая философия рассеивается во внимании к множеству более или менее известных отечественных или зарубежных мыслителей, чтобы с их помощью выступить с оригинальными суждениями. Односторонняя монотонность марксизма заменяется эмпирическим многообразием философских точек зрения. Распавшись в методе, мысль раскалывает и свой предмет. Будучи не в силах удержаться в поле ключевых философских проблем, она сосредоточивается на частных сферах бытия. Философия превращается в привычку поговорить на произвольном основании о произвольно выбранных вещах. Плюрализм, являющийся принципом,. выражающим лояльность государства к особенностям мыслительной деятельности граждан, почему-то признается внутренним принципом мысли. Не противоречит ли такой плюрализм самой сути философии? Ведь ее задача состоит в том, чтобы привести человека в единство с самим собой и с миром.

Мыслительный плюрализм академической философии обернулся эклектизмом в философской пропедевтике. О характере преподавания  дисциплины можно судить по содержанию учебной литературы. Эклектизм - определяющая черта большей части современной отечественной учебной литературы по философии.

За последние годы в стране издано несколько учебников и учебных пособий по философии, написанных преподавателями вузов (в том числе и вузов МВД) или сотрудниками академических учреждений. Однако ни отдельные авторы, ни авторские коллективы, в своем большинстве, не смогли выдвинуть единый методологический принцип и последовательно провести его через все содержание курса.

Отсутствие единой методологической основы в большинстве учебников проявляется уже в их структуре. Рубрики, под которыми рассматривается материал (главы и параграфы), не выстраивают систему философского знания. Каждая из них фиксирует отдельную философскую проблему, а содержание рубрики дает варианты ее решения. При этом, однако, содержание одной рубрики связано с содержанием другой только внешне. Почему при таком произвольном структурировании учебников большинство из них все же имеет схожую структуру? Потому что авторы следуют традиционному делению материала. Традиция эта уходит корнями в марксистско-ленинскую парадигму. За множеством вариаций, модернизаций, переименований, добавлений в большинстве учебных курсов все же можно усмотреть давно знакомую структурную основу: мировоззрение - историко-философское введение - бытие - материя - движение - законы диалектики - категории - сознание - познание- общество. При этом марксистско-ленинская философия формировала свою структуру и развертывала свое содержание все же из единого методологического принципа, что придавало ей характер стройной системы. Современные преподаватели-философы, некритически заимствуя проблемной поле у марксизма, наполняют его внешним, произвольным содержанием, что не ведет ни к раскрытию поставленных проблем, ни к прояснению смысла этого содержания.

Каково же содержание? В большинстве случаев излагаются существующие точки зрения на каждую проблему с указанием первоисточников. Поскольку таких точек зрения находится множество и каждая из них берется как самостоятельная, то учебник превращается в справочник о том, кто из философов, когда, что и на какую тему писал. Собственные рассуждения авторов учебников в большинстве случаев проводятся в горизонте марксистско-ленинского видения мира. Но поскольку связь этих рассуждений с их методологическими первоосновами теперь не выявляется, то они теряются среди других таких же спонтанных рассуждений.

Осознав невозможность построить хороший проблемный (логический) курс без солидной методологической основы, некоторые педагоги предпринимают попытку построения исторического курса философии. Ряд учебников философии пишутся авторами как учебники истории философии. В них материал упорядочен временем. Но это также внешний порядок. Никто из всемирно известных  философов (за исключением, правда, Гегеля) не позаботился о том, чтобы выявить свою связь с предшественниками. Наоборот, каждый претендовал на исключительность. Внутреннее единство историко-философского процесса поэтому не лежит на поверхности: оно должно быть выявлено исследующим умом, уже посвященным в философскую проблематику. Для тех, кто еще только приступает к изучению предмета, история философии предстает все тем же многообразием различных теорий.

Предлагая учащемуся материал в виде разрозненной информации, философия может рассчитывать только на его механическую память. Задача формирования последовательного мышления при таком подходе невыполнима.

 

§2. Современное общественное сознание и философия

 

Методологическая растерянность отнюдь не добавила авторитета отечественной философии, и без того потерявшей в ходе социального катаклизма последнего десятилетия свое лидирующее положение в духовной жизни страны.

Это лидирующее положение философии в советскую эпоху, однако, не было случайным. Оно явилось результатом развития всей мировой цивилизации и культуры. Не религия, с ее принципиальным догматизмом, не искусство, с его образной непосредственностью, не наука, с ее предметной раздробленностью, - а только философия может быть формой самосознания народа и индивида, достигших действительной свободы. Выдвинутый Платоном тезис о том, что мудрость, управляющая государством, должна быть философской мудростью, впервые был понят и реализован - хотя и ограниченно - в теории и практике коммунизма (социализма). Философия была официально признана всеобщей методологией и в качестве таковой получила распространение в советском государстве. Но поскольку господствующая философия имела сколь ограниченное содержание (марксизм-ленинизм), столь и ограниченную форму (догматическую), то она пришла в противоречие с духом народа, как только его потребность превысила возможности данной философии.

Действительно, пока народ был охвачен энтузиазмом покорение природы и создания материальных условий своего бытия, пока он давал грубый физический отпор врагу, материалистическая философия удовлетворяла его. Только она одна и могла быть понятной, принятой в качестве общенародной. Но как только эти внешние задачи были решены и дух обратился на самого себя, материализм обнаружил свою ограниченность. В целом сводя дух к форме материи, а в обществе - к надстройке над базисом материальных отношений, материалистическая философия упускала самоценное значение духа, не просматривала его собственные закономерности, не разрабатывала свободу как его специфический атрибут.

Не удовлетворившись материализмом, народный дух вступил в негативное отношение к философии в целом, он обратился к иной форме культуры - к религии. В этом обращении он не принял религию как адекватную себе форму, поскольку религия - это уже превзойденное им прошлое. Тем не менее, тенденция к религиозности - одна из важнейших черт современного общественного сознания. Сейчас религия - серьезный конкурент философии. Но когда отечественная философия, опираясь на мировой историко-философский опыт, сделает для себя прозрачной стихию духа, научится самостоятельно ставить и решать фундаментальные вопросы человеческого бытия, - тогда не останется никакой почвы для претензий религиозных конфессий на монополию в сфере духа. За религией останутся только частные проявления духа, что разумно в развитом обществе и предусмотрено законодательством.

Другой чертой современного общественного сознания, выражающей его негативной отношение к философии, является сциентизм.

Пока отечественная наука была настроена на решение задач, связанных с ближайшими материальными потребностями народа, ей было достаточно ленинской теории познания. Природа, существующая независимо от человека, хранит в себе свои основы, все больше и больше, хотя никогда не полностью, открывая их пытливому уму ученого. По мере познания этих основ человек может все больше и больше подчинять себе природу, каждым фактом подчинения подтверждая прогресс своего знания. Такова традиционная материалистическая теория объективной относительной истины.

Ограниченность этой теории обнаружилась, когда ученые, дерзнувшие овладеть всей природой, поставили вопрос о фундаментальных первоструктурах природы. Выяснилось, что определить эти первоструктуры нельзя, работая в парадигме объективной истины, поскольку эти первоструктуры завязаны на первоструктуры научного мышления. Истина первоструктур, следовательно, сколь объективна, столь и субъективна. Вот здесь и должна была помочь философия, по примеру Канта обращая мышление на самое  себя и в этом обращении выявляя неведомые ученым основы их сознания. Но признать, что основы природы находятся не только в природе, но и в мышлении, - значит сойти с позиции материализма. Материалистическая философия не изменила себе. Тогда науке пришлось самой искать решение проблемы. Беспомощность материализма в этой ситуации вызвала у науки негативное отношение к философии в целом. Пренебрежение к философии связано у науки с  уверенностью в силе своих частных методов, скептическим отношением ко всякой методологии познания, к универсальному взгляду на мир. Все это - признаки сциентизма.

Переносимый в организационную плоскость, сциентизм наносит немалый вред системе образования. Он ориентирует высшее образование на формирование у учащихся исключительно специальных знаний и навыков, пренебрегая мировоззренческой основой будущего профессионала. Там, где господствует сциентизм, увеличивается роль специальных дисциплин за счет уменьшения роли дисциплин философских. Если бы Госстандарт в части, обязательной для любого вуза, не указывал однозначно место и объем философских дисциплин в учебном плане, то судьба многих философских кафедр была бы незавидной.

Когда отечественная философская мысль утвердит себя как «мышление мышления», когда она построит гносеологию, соответствующую проблемному полю современной науки, - тогда исчезнет почва для сциентизма.

Проведенный выше анализ показал неудовлетворительность как внутреннего состояния современной философии, так и ее положения в отечественной культуре. Он вскрыл ряд проблем, решение которых, видимо, позволит философии прийти к своему достойному бытию. Тем самым уже даны и принципиальные позитивные установки для построения учебного курса философии. Настоящая статья сориентирована на курс философии для определенной профессиональной среды. Прежде чем изложить идею такого курса, следует рассмотреть отношение философии с этой профессиональной средой.

 

§3 Философия и юридическое образование в системе МВД

 

Высшие учебные заведения МВД России готовят специалистов для правоохранительной деятельности в милиции, следственных органах, в системе исполнения наказания, в других структурах министерства. Большей частью подготовка ведется по специальности «Юриспруденция». Государственный стандарт, выдвигая ряд требований к знаниям и умениям выпускника юридического вуза, а также к содержанию преподаваемых дисциплин, предопределяет место философии в структуре юридического образования: философия должна сформировать мировоззрение будущего юриста.

С одной стороны, мировоззрение включает в себя систему ценностей, определяющих практическое отношение к миру. Такими ценностями являются, во-первых, право, конституируемое свободой и справедливостью. Во-вторых, - культура, конституируемая красотой, добром, и разумом.

Право вообще предписывается юристу как объект его профессиональной деятельности. Но это еще только формальная связь между юристом и правом. Действительно, право как объект может быть выбрано и в силу внешних, случайных для права, обстоятельств. Основанием заключения профессионального контракта, например, может быть престижность или доходность профессии. Поскольку такой контракт не несет в себе внутренней необходимости, он может быть в любой момент разорван по произволу специалиста. Если контракт не разорван, то специалист, находясь в случайном отношении с правом, может действовать в ущерб этому последнему. Интерес права, следовательно, состоит в том, чтобы быть не только объектом, но и выступить в субъекте. Право должно быть интериоризировано профессионалом. Это значит, что юрист должен воспринять право как меру собственной профессиональной чести: как ценность.

Право, являясь проявлением человеческой сущности, не исчерпывает ее. Сущностью человека является культура. Право выступит имманентным определением самого человека только тогда, когда человек откроет культуру как свою самость. Право как ценность укореняется в ценности более высокого порядка: в культуре. Последняя должна быть воспринята юристом как мера собственного человеческого достоинства. Возведение права и культуры в ранг ценностей - дело философии.

Другой стороной мировоззрения юриста является система понятий, определяющих теоретическое отношение к миру. Философия, выстраивая такую систему, выступает как методология. Как методология она, во-первых, подготавливает мышление учащегося к изучению каждой отдельной науки. Во-вторых, приводит многообразие учебных дисциплин во взаимосвязь, обеспечивая феномен единого знания. В-третьих, формирует у будущего юриста навык самостоятельного мышления, особенно необходимый в ходе решения профессиональных задач и дальнейшего самообразования.

Разрабатывая учебный курс, исходя из поставленной мировоззренческой задачи, необходимо учесть ряд факторов, влияющих на преподавание философии в вузе МВД. Первый - неустойчивость современной государственно-правовой системы. Второй - особое место МВД в правоохранительной системе. Третий - особо тесная связь между философией и комплексом правовых дисциплин.

1) Неустойчивость современной государственно-правовой системы

Форсировав создание гражданского общества, Российское государство впало в зависимость от него. Гражданское общество в России пока не таково, каким должно быть по понятию: не органическая система потребностей и разделения труда. Оно - стихия частного интереса, произвола, не знающего права. Проникая в государство, частный интерес низводит его моменты до своего уровня, превращая их в свои средства. В этом - суть коррупции. Государство, чтобы противостоять этой стихии, пытается определиться само по себе, определиться по отношению к гражданскому обществу и, как следствие, определить гражданское общество. Определиться - значит осознать, оформить себя. Непосредственным самосознанием государства, его всеобщей формой является право. Так идея права кладется в основу государственного строительства. За несколько лет государство проводит огромную правотворческую работу, в результате которой Россия получает законодательство, основанное на принципах, являющихся результатом развития мировой правовой мысли. Россия получает законодательство, но не право. (Если право вообще можно получить). С одной стороны, правовое сознание граждан оказывается недостаточно развитым для такого развитого законодательства. С другой стороны, у ослабевшего государства не находится достаточных материальных, организационных и моральных ресурсов, чтобы продвинуть правовой процесс от этапа правотворчества к этапу правоприменения. Право остается только возможным, но не действительным правом.

В таких условиях придется работать выпускнику вуза МВД. Своей силой ему придется стоять за право, которое само бессильно и адекватно  не применяется. Защищать права человека, которые не обеспечены государством, их провозгласившим. Беззаветно выполнять волю государственных служащих, репутация которых сомнительна. Как подготовить к этому будущего сотрудника МВД? Правовые науки раскрывают содержание права, методику его применения и восстановления. При этом право рассматривается как должное право. Различие между должным и сущим, между идеей права и его реальностью не является предметом правовых наук. Это проблема философского характера. Исторический момент таков, что речь идет не только о различии должного и сущего, но о противоположности между ними. Философия должна раскрыть природу этого противоречия, исходя из законов мироздания и логики развития общества, предложить приемлемый для профессионала и человека способ самоопределения в таких социальных условиях. Если воля и разум начинающего специалиста не будут готовы к тому, чтобы достойно удержать это противоречие, то из юриста, с большой вероятностью, получится либо кабинетный гуманист-мечтатель, либо циник-конформист.

2) Особое место МВД в правоохранительной системе

Сотрудники МВД охраняют право в той его области, где оно граничит с бесправием. Работники прокуратуры, суда, адвокатуры имеют дело уже с «цивилизованным» правонарушителем. Для них преступник не представляет непосредственной опасности, он уже субъект правового процесса: правовой субъект. У юриста здесь есть время для того, чтобы преодолеть эмоции, навести справки, изучить соответствующую литературу, поразмышлять, посоветоваться и только тогда принять решение, адекватное закону и сути дела. Сотрудник МВД в большинстве случаев, наоборот, имеет дело лицом к лицу с преступником, предоставленным собственному произволу. Задача сотрудника МВД - вовлечь правонарушителя в правовое поле. Но поскольку правонарушитель как абстрактно свободный индивид может и не принять право для себя, то для отношения с преступником может потребоваться такое средство, которое, с одной стороны, соответствовало бы произволу преступника, с другой - носило бы все же правовой характер. Право вынуждено прибегать к средству, не соответствующему сущности права, и придавать ему легальность. Таким средством является физическое принуждение. Настаивая на своей абстрактной свободе, преступник также может прибегнуть к физическому насилию и противостоять праву, олицетворяемому сотрудником МВД, даже рискуя собственной жизнью. При этом под вопрос подводится и жизнь сотрудника.

Такая предельная правоохранительная функция свойственна не только милиции, но и сотрудникам учреждений исполнения наказания. Осужденные ограничены режимом, но внутри него предоставлены самим себе. Высокая концентрация преступников в учреждении позволяет им создать свою уголовную сообщность и субкультуру и  на их базе противостоять администрации. Непосредственный контакт с осужденными, в который ежедневно вступают сотрудники колоний и тюрем, небезопасен.

Типичной для профессиональной деятельности сотрудника МВД становится экстремальная ситуация, в которой он в кратчайшее время принимает решение и предпринимает действия, от которых непосредственно зависит его собственная жизнь и жизнь других людей. В такой ситуации от сотрудника требуется неимоверная концентрация воли и разума, отрешенность от всякого частного интереса, отрешенность даже от интереса собственной жизни. Эти требования настолько серьезны, что считаются нереальными для среднего гражданина и даже для среднего государственного служащего. Служащие МВД вместе с представителями других силовых профессий образуют поэтому особое сословие, и им позволяется на своей одежде носить знаки, отличающие их сословие от всех остальных.

Еще Платон обратил особое внимание на этих людей. Всех, кто с оружием в руках несет службу на форпостах государства и права, противостоя нападкам как внешних, так и внутренних врагов, он отнес к одному сословию, дав ему емкое название: сословие стражей. В своем «Государстве» он разработал систему их воспитания и обучения. Принципы этой системы актуальны и в наше время.

Служба в МВД имеет два атрибута, непосредственно ориентирующих каждого сотрудника на экстремальную ситуация. Первый - Присяга. Второй - право ношения и применения оружия. Принимая Присягу, сотрудник декларирует свою готовность войти в экстремальную ситуацию и разрешить ее в интересах права, даже ценой собственной жизни. Получая оружие, сотрудник наделяется правом в экстремальной ситуации принимать решение о жизни и смерти людей, а вместе с этим правом - ответственность.

Как подготовить будущего специалиста к экстремальной ситуации? Такая ситуация предусмотрена правом, следовательно - имеет правовой аспект и требует правовой подготовки. Поскольку в такой ситуации применяется сила, то ситуация имеет физический, тактико-технический и военно-психологический аспекты. Соответствующая подготовка ведется специальными кафедрами и кафедрой психологии. Но раз в этой ситуации ставится вопрос о тотальности собственного бытия в связи с тотальностью бытия других людей, то она имеет экзистенциальный аспект и требует философской подготовки.

3) Связь между философией и науками о праве

Философия является методологией любой науки. Но никакое другое частное знание не находится в такой явной связи с философией, в какой находится наука права. Эта особенность может быть объяснена из предмета науки права. Наука права изучает общественные отношения как отношения правовые. Право не образует особую сферу отношения людей. Всякое отношение есть право в той мере, в какой люди, вступая в это отношение, осознают себя во всеобщих определениях духа. Право есть самовразумление общества. Для-себя-разумное общество и является предметом науки права. Иные частные науки об обществе не сосредотачиваются на этом для-себя-бытии разума. Они ограничиваются изучением разума в его проявлениях. Для них разум выступает в виде различных закономерностей общественной жизни.

Всеобщими определениями духа, открывшимися праву, а вслед за ним и науке права, являются свобода и справедливость. На базе этих определений устанавливается и понимается право. Но как всеобщие определения они могут быть раскрыты только философией. Действительно, в сфере права эти определения выступают односторонне: в модусе объективности, только в отношениях между людьми. Объективируясь, они рядополагаются друг другу и в рядоположении ограничивают друг друга. (То, что право конституируется двумя принципами, а не одним, говорит о его изначальной внутренней расколотости, конечности). Только в бесконечном самотворящем духе, образующем культуру, на который и обращена философия, обнаруживается единый исток свободы и справедливости.

Выявленная здесь связь философии и науки права проявляется, с одной стороны, в том, что теоретики права обращаются к классическому философско-правовому наследию, представленному, прежде всего, Кантом и Гегелем. С другой стороны, современные философы все больше и больше обращаются к сфере права. Курсы философии права стали уже не редкостью в юридических вузах.

 

§4. Проект курса философии в вузе МВД

 

Исследование, проведенное в предшествующих параграфах выявило ряд объективных требований к курсу философии в вузе МВД. Следующий шаг состоит в том, чтобы развернуть проект курса, отвечающего этим требованиям.

 Принцип конкретного единства бытия и мышления, явившийся результатом развития философии в ее истории, становится и методологическим принципом учебного курса. Взятый в своей пропедевтической функции, он выступает как принцип конкретного единства мысли в диалектике предмета и метода.

Реализуется принцип следующим образом. С одной стороны, мышление учащегося погружается в предмет (в мир) и знает его как нечто чуждое. Пытаясь определить это чуждое в его объективности, мышление последовательно восходит к первооснове предмета, которой оказывается тождественный этому мышлению самосознающий и самотворящий дух. Объективное становится субъективным.

С другой стороны, отраженное предметом в самое себя, мышление строит систему собственной достоверности - метод. Эта система содержит всеобщие определения, которые, в силу своей всеобщности, рефлектируют в предмет, обнаруживают свою предметность, объективность.

В этом продуктивном круге объектно-субъектного (предметно-методического) движения мысли становится единственно возможным выполнение поставленной перед философией мировоззренческой задачи в ее обоих аспектах: ценностно-практическом и методолого-теоретическом. Действительно, субъективация объекта и есть его интериоризация, превращение в ценность. Объективизация субъекта и есть его расположение к истине - методология.

В этот субъектно-объектный круг мышление учащегося должно быть введено. Оно также должно снять этот круг как бесконечную рефлексию между предметом и методом: познать простое понятие (истину) этого круга, в этом понятии переопределить мир и самоопределиться.

Курс философии, таким образом, содержит три части. (1) Становление. (Введение в философское мышление). (2) Рефлексия. (Движение мысли в предмете и методе). (3) Понятие. (Система философии).

1) Становление (Введение в философское мышление)

Мышление учащегося, вовлекаемое в философскую проблематику, всегда уже так или иначе расположено к миру. Для мышления прежде всего необходимо вскрыть важность самого факта расположенности, какой бы эта последняя ни была. Это значит - вскрыть понятие мировоззрения. Здесь сразу обнаружится превратность обыденного сознания, которое не само располагает себя к миру, а влечется стихией мирских случайностей. Далее необходимо зафиксировать те устойчивые способы отношения к миру, в которые всякое сознание попадает уже в силу своей принадлежности к современной культуре, но которые есть одновременно и необходимые ступени его развития. Это - религиозное и научное отношения к миру, в каждом из которых мышление учащегося сколь продвигается вперед, столь и наталкивается на принципиальную границу. Пытаясь преодолеть эти границы, мышление становится на точку зрения философии. Существенные параметры философии пока еще фиксируются в ее отношении к религии и науке.

В этом феноменологическом введении открываются первые моменты, конституирующие мышление. Различая мир, мышление ориентирует себя на что-то в мире, - сущность. В этой ориентации мышление имеет момент тождества с сущностью, - истина. Для истины небезразлично, как мыслит мышление. Это «как мыслит» отличается от того, «что мыслит» мышление, - метод и предмет. Это последнее различение - различение метода и предмета - предуготавливает дальнейшее движение мысли. Это различение, однако, для учащегося еще формально. Оно выявит свой смысл тогда, когда каждый из различенных моментов будет исследован во второй части курса.

2) Рефлексия (Движение мысли в предмете и методе)

Всякое непосредственное мышление предметно, выступает для себя в определениях предмета. Столь же предметно и непосредственное философское мышление. Оно, правда, погружено в философский предмет: в мир как целое. Рефлективное движение мысли во второй части курса поэтому начинается с движения в предмете, а не в методе. Всякая установленная в предмете определенность берется мышлением как сущая. Тотальность движения в предмете, следовательно, является учением о сущем - онтологией. Определенности, порождаемые движением в методе, берутся мыслью как такие, какие необходимо соотносить с сущим в процессе познания и этим их удостоверять. Тотальность движения в методе, следовательно, является учением о познании - гносеологией.

Таким образом, вторая часть курса имеет два раздела: онтологию и гносеологию.

Раздел первый. Онтология.

Непосредственная предметность мира как целого состоит в том, что он и для себя предметен, внеположен. Мир как целое непосредственно есть природа. Целостность мира-как-природы конституируется его существованием и единством. В последовательном осмыслении этих двух определений мира формируется первая философская позиция: натурфилософия.

Обнаруживая безосновность мира-как-природы, мышление открывает дух, выступающий основанием себя и природы. Мир теперь есть мир-как-дух-и-природа. Такой способ понимания называется метафизикой.

В метафизической модели дух сколь определяет природу, столь и сам ограничен ею как чем-то внешним. Вопрос об абсолютном начале мира в метафизике поэтому еще не решен. Разум, как бесконечное единство с собой, имеющий в себе свое собственное отрицание, является таким началом. Природа есть он сам, но в инобытии. В духе он выступает как сознающий себя разум. Природа и дух низведены до форм разума. Мир-как-разум: такое понимание мира называется диалектикой.

Главным в этом движении для мышления учащегося является развитие предмета от мира-как-природы к миру-как-разуму. Одновременно замечается развитие способа мышления от натурфилософии к диалектики. Это развитие, однако, будет исследовано только в разделе «Гносеология».

Мир-как-разум имеет источник совершенства в самом себе. Он есть развивающийся мир. Внутреннее противоречие является источником развития. Дальнейший ход онтологии состоит в том, чтобы представить сферы сущего как формы развития разума. В природе разум выступает сначала как ее универсальная первоструктура: как пространство-время. Он совершенствует себя в физической, химической и биологической формациях. В духе, осознавая себя, разум становится свободным. Сначала он - непосредственное, единичное, самосознание, соотносящееся с природой, - душа (индивидуальный дух). Душа, во-первых, погружена в тело как свою природу, - вожделеющая душа. Во-вторых, душа соотносится с тотальностью природы и определяет ее. Если определяет в себе, то это теоретическая (познающая) душа, если определяет вовне, то это практическая (волящая) душа. В-третьих, душа определяет иное уже не как природу, а как тождественное душе. Предметом воли становится иная воля. Душа соотносится с другой душой. Открывается сфера межиндивидуального, общественного, духа.

 Общественный дух сохраняет в себе происходящую из души индивидуальную волю (свободу) и в то же время утверждает общую волю (справедливость). В диалектике этих противоположностей формируются моменты общества. (а) Абстрактное взаимопризнание индивидуальных воль с формальным принятием общей им воли, - договор. (б) Индивид принимает всеобщую волю как свою цель, - мораль. (в) Договор скрепленный моралью, возвышается над моментом произвола, становится самоценностным, - институты семьи, гражданского общества, государства.

Распавшийся в обществе на единичную свободу и всеобщую волю, дух в культуре вновь обретает единство с собой и бесконечно творит себя в ее сферах: в искусстве - чувственно, в религии и науке - мыслительно-представляюще, в философии - понятийно. Вот этот дух теперь и будет понятийно творить себя в мышлении учащихся как метод.

Раздел второй. Гносеология.

Метод, как удостоверяющее себя мышление, должен показать необходимость своего присутствия в любой дефиниции предмета. Гносеология поэтому начинается с учения о методе вообще.

Далее мышление, вступая в отношение к предмету, пытается найти удовлетворяющее его основание. В этом отношении оно, во-первых, полагается на предмет. Тогда мышление удостоверяет себя в опыте. Метод такого мышления - эмпиризм. Обнаружив, что опыт сам основывается на непосредственно достоверных для мышления положениях, оно, во-вторых, берет эти положения как априори предпосылаемые всякому предмету в познании. Это метод рационализма. В-третьих, выясняется, что основанием достоверности может быть только само отношение предмета и мышления, хотя и предмет, и мышление в этом отношении ограничиваются друг другом. Это метод критической (в понимании Канта) философии.

Эмпиризм, рационализм и критицизм - способы философского мышления - дают ограниченную достоверность потому, что в них мышление изначально соотносится с предметом как чем-то внешним себе. Ограниченность отношения предмета и мышления преодолевается в диалектическом методе. Диалектическое мышление удостоверяет себя собой как всеобщим (абсолютным) предметом, в этом удостоверении определяясь как система категорий. Поскольку категории являются определениями и всеобщего предмета, то они рефлектируют в любой особый предмет, вскрывая его истину.

3) Понятие (Система философии)

Пока мышление учащегося не прошло полный круг предметно-методической рефлексии, оно не знало единства с собой ни в предмете, ни в методе: оно не знало своего принципа. Принцип развития этого мышления был понятен только преподавателю. Осознав этот принцип, учащийся получил возможность развернуть из него философию как систему. Проходя сквозь сферы мироздания, мышление теперь будет знать их как свои сферы. Оно будет ценностно-методологически определять их. Такое просматривание мира через призму диалектики предмета и метода Гегель называл познанием в понятии. Система философии включает в себя философию природы и философию духа. Философия духа разделяется на философию субъективного, объективного и абсолютного духа (в онтологии, соответственно - душа, общество, культура). В этом новом делении отчетливо просматривается, что предмет (дух) переопределен в единстве с методом, поскольку теперь несет в себе дефиниции этого последнего: дефиниции субъективного и объективного. Абсолютный дух раскрывается в философии искусства, философии религии, философии науки, в философии истории философии.

Именно на этом этапе - этапе системного определения мира - мышление способно и к самоопределению. Таковым становится его профессиональное самоопределение. Значит, только здесь, на этапе философской системы, может выступить и получить развитие профессиональная особенность учащегося. Эта особенность проявится в подробной разработке одной из сфер системы. Для юриста такой сферой является объективный дух. Философия объективного духа есть философия права. В системе философии не может быть никакой философии общества, кроме философии права. Действительно, то, что эмпирически являет себя как общество, в философской системе схвачено в единстве предмета и метода. Но правовые определения и образуют метод, который общество дает самому себе как предмету. Следовательно, оно не может здесь быть рассмотрено вне этих определений.

Поскольку правовая деятельность юриста в МВД есть по преимуществу правоохранительная деятельность, то мышление учащегося далее самоопределяется внутри философии права. Оно сосредоточивается на философии преступления и наказания.

Изложенный выше проект курса философии для вуза МВД предначертывает контуры рабочей программы такого курса. Ключевые понятия проекта, выделенные в тексте, могли бы стать рубриками (дидактическими единицами) программы. Составление программы, однако - задача более частная, чем разработка концепции. Если ход мысли уже привел к вопросу о программе, то это значит, что тема статьи исчерпана.

 

Авксентьевский И. И. Концептуальная основа преподавания философии в юридическом вузе

Публикуется впервые

К началу страницы