Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО ФИЛОСОФИЯ: СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

О сборнике

 

Назад Далее

  

ФИЛОСОФИЯ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

для специальности 021100 – «Юриспруденция»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Настоящая программа составлена в соответствии с Законом России о высшем и послевузовском профессиональном образовании, Инструкцией по организации учебного процесса  в высших учебных заведениях МВД России и Государственным стандартом высшего профессионального образования. Методологическим основанием программы является «Концепция преподавания философии в вузе МВД», разработанная на кафедре гуманитарных наук Вологодского филиала РИПЭ МВД России.

Задача философии – сформировать мировоззрение будущего специалиста. Мировоззрение формируется в двух аспектах. Во-первых, – как система ценностей, определяющих  практическое отношение к миру. Во-вторых, – как система понятий, определяющих теоретическое отношение к миру. Обеспечив практическо-теоретическую ориентацию в универсуме, философия подводит учащегося к пониманию выбранной им профессиональной сферы.

Поставленная перед философией задача решается посредством формирования у учащегося ряда качеств. В результате изучения философии учащийся должен:

а) понимать смысл философии;

б) знать структуру философского мышления;

в) понимать смысл историко-философского процесса, давать характеристику его этапов и называть представителей;

г) давать характеристику основных философских моделей мира (подходов к бытию), раскрывать эти модели на примерах учений и школ в истории философии;

д) различать природу и дух как существенные моменты развития мирового целого; давать развернутую характеристику и раскрывать структуру природы и сфер духа (души, общества, культуры); знать роль историко-философских учений и школ в познании этих сфер;

е) понимать необходимость осознания метода; раскрывать содержание и ограниченность эмпирического, рационалистического и критического методов; знать смысл диалектического метода; показывать развитие гносеологии в истории философии;

ж) уметь раскрывать понятие права и диалектику основных правовых сфер;

з) иметь навык работы с несложными  философскими классическими текстами;

и) уметь проводить философский анализ любого феномена и использовать результаты анализа в решении профессиональных задач.

В основу курса положен принцип конкретного единства мысли в диалектике предмета и метода. Курс делится на четырнадцать тем. Первая тема вводит учащегося в философское мышление. Дальше мышление учащегося движется в предмете (темы 2 – 8) и в методе (темы 9 – 11). Универсальным предметом философии является сущее. Движение мысли в предмете поэтому выступает как онтология. В темах 2 – 4 рассмотрены основные философские подходы к бытию (философские модели мира). В темах 5 – 8 последовательно рассматриваются сферы сущего: природа, душа, общество, культура. Методологическая  (гносеологическая) часть курса  включает в себя: рассмотрение рассудочно односторонних методологических позиций эмпиризма и рационализма (тема 9), изучение непосредственной критики этих позиций (тема 10) и раскрытие диалектики  как разумного  способа познания (тема 11). Завершается курс системным (предметно-методическим) исследованием сферы права (темы 12 – 14), где особое внимание уделяется  моментам преступления и наказания, а также сфере правоохранения.

Дидактической особенностью курса является то, что он предполагает обращение слушателей к чтению классических философских текстов. Самостоятельная работа слушателей с текстами позволяет активизировать их мышление. Тексты подбираются в соответствии с изучаемыми темами и выносятся для обсуждения на семинарские занятия.

Для удобства работы слушателей список литературы представлен в виде таблицы, в которой для каждого источника указаны темы, при изучении которых этот источник может быть использован. Литература указана  в порядке, соответствующем последовательности изучения курса. Классические философские тексты, обязательные для изучения слушателями, указываются в методических материалах.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

 

 

Очная форма

 

 

Тема

Всего часов ауд. занятий

Лек­ции

Семи­нары

 

 

I семестр

1

Введение в философию

6

6

-

2

Натурфилософская модель мира

6

4

2

3

Метафизическая модель мира

12

6

6

4

Диалектическая модель мира

2

2

-

5

Философское учение
о природе

2

2

-

6

Философское учение
о душе

6

2

4

7

Философское учение
об обществе

14

6

8

8

Философское учение
о культуре

2

2

-

 

 

–––––

50

––––

30

––––

20

 

Форма контроля

зачет

 

 

II семестр

9

Методология рассудка

14 

6

8

10

Критическая методология

10

6

4

11

Методология разума

6

4

2

12

Введение в философию права

2

2

-

13

Абстрактное и моральное право

8

6

2

14

Институализированное право

10

8

2

 

 

–––––

50

––––

32

––––

18

 

Форма контроля

экзамен

 

Всего часов

100

62

38


СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

Тема 1. Введение в философию

 

Мировоззрение. Человек и мир. Обыденное знание. Понятие мировоззрения. Виды мировоззрения.

Религиозное мировоззрение. Понятие Бога. Бог, мир и человек в религиозном мировоззрении. Структура религиозного мировоззрения: вера, знание, культ. Значение и ограниченность религиозного мировоззрения.

Научное мировоззрение. Понятие закона. Закон, мир и человек в научном мировоззрении. Структура научного мировоззрения: гипотеза, опыт, теория. Множественность наук. Значение и ограниченность научного мировоззрения.

Философское мировоззрение. Переход от религии и науки к философии. Понятие разума. Разум, мир и человек в философском мировоззрении. Структура философского мировоззрения: сомнение, принцип, система категорий. Отношение философии к религии и науке.

История философии. Понятие истории философии. Периодизация. Основные представители. История философии в связи с современной философией и философской пропедевтикой.

 

Тема 2. Натурфилософская модель мира

 

Смысл натурфилософии и ее место в истории философии. Мир как многообразие изменчивого (явлений). Проблема единства и существования мира. Всесвязующее и всепорождающее явление (принцип первовещества у Фалеса). Мир как вечное становление (принцип Гераклита). Мир как неподвижное единое: бытие (принцип Парменида). Мир как единство изменчивого и неизменного (принцип атома у Демокрита). Значение и ограниченность натурфилософии.

 

Тема 3. Метафизическая модель мира

 

Смысл метафизики.

Обращение философии от природы к духу: Сократ. Личность Сократа. Сократ о необходимости сомнения. Философское понимание Бога Сократом. Майевтика – метод Сократа. Образ Сократа в произведении Платона «Апология Сократа».

Философия Платона – классическая метафизическая система. Понятие идеи в философии Платона. Мир идей и его свойства. Мир вещей, его происхождение и свойства. Отношение мира идей и мира вещей. Человек в платоновской модели мира. Миф о пещере – образное выражение философии Платона.

Историческая судьба метафизики.

Значение и ограниченность метафизики.

 

Тема  4. Диалектическая модель мира

 

Смысл диалектики. Преодоление ограниченности натурфилософии и метафизики в диалектике. Понятие развития. Противоречие как двигатель развития. Мир как развивающееся целое. Ступени развивающегося мира: природа, дух, разум. Ф.В.Г. Гегель как создатель диалектической модели мира.

Природа. Природа – непосредственное состояние мира. Природа как система необходимости. Противоречие природы. Природа как потенция духа.

Дух в противоречии с природой. Дух как система свободы и форма самосознания мира. Противоречие природы и духа как двигатель развития духа. Человек – образ духа. Индивидуальная и общественные формы бытия духа. Образование – развитие индивидуального духа. История – развитие общественного духа.

Разум. Единство духа и природы в разуме. Разум как смысл мироздания. Культура (творческий дух) – форма разума.

 

Тема 5.Философское учение о природе

 

Бытие. Понятие внешнего бытия. Пространство – всеобщая форма овнешненности. Время – всеобщая форма становления. Движение. Пространство, время и движение в более развитых формах природы.

Материя. Определение бытия в веществе, пустоте и силе. Понятие материи. Формы развития материи: механическое отношение, электромагнитное взаимодействие, химическое превращение. Материя как система внешней целесообразности.

Организм. Организм как система внутренней целесообразности. Организм и органы. Организм как единство рода и индивида. Процесс организма: ассимиляция, рост, размножение и смерть. Ступени развития органической природы. Ощущение как определяющая форма животного.

Тема 6. Философское учение о душе

 

Потенции души. Сознание. Самосознание. Мышление.

Вожделение.

Познание. Смысл познания. Ощущение. Восприятие. Память. Представление. Понятие. Суждение. Умозаключение. Знание. Чувственная и рассудочная сторона познания.

 Воление. Смысл воления. Цель. Средство. Действие. Результат. Понятия «хитрости разума» и техники.

Общение. Смысл общения. Язык.

Учение о душе в диалоге Платона «Федон».

 

Тема 7. Философское учение об обществе

 

Понятие общественного духа. Науки об обществе и философия. Смысл общественного духа. Индивидуальный дух как предпосылка общественного. Воспитание – формирование обществом своей предпосылки. Природное  в общественных отношениях. Единичная и общая воля – определяющие моменты общественного духа. Свобода и справедливость.

Разработка принципа справедливости в античной философии. Тоталитарная модель общества у Платона. Понятие идеального государства. Справедливость – высший принцип идеального государства. Атрибуты идеального государства. Разделение общества на сословия. Соответствие структуры государства структуре души. Платоновская концепция воспитания стражей. Значение и ограниченность учения Платона об обществе.

Разработка принципа свободы в философии Нового времени. Договорная модель общества в философии Т. Гоббса. Понятие естественного состояния человека. Война всех против всех. Предпосылки мира. Т. Гоббс о естественном праве, естественных законах и договоре. Понятие общественного состояния человека. Необходимость, цель, принцип образования и функции государства. Значение о ограниченность учения Т. Гоббса об обществе.

Формы общественного духа. Договорные отношения. Моральные отношения. Общественные институты: семья, гражданское общество, государство. Взаимосвязь форм общественного духа.

Понятие истории. Представления об истории. История как прогресс общества. Проблема критерия исторического прогресса. Теологическая концепция истории. Марксистская концепция истории. Философия истории Г.В.Ф.Гегеля. История как развитие духа в определении свободы. Понятие «хитрости разума» в истории. Периодизация истории. Ограниченность общественного духа. Необходимость идеи в государстве.

 

Тема 8. Философское учение о культуре

 

Понятие творческого духа (культуры). Формы культуры. Понятие искусства. Понятие религии. Понятие науки. Философия в системе культуры. Культура как мировоззрение и идеология. Понятие истории культуры. История культуры и история общества. Культурно-исторические типы.

 

Тема 9. Методология рассудка

 

Познание и метод. Философия как онтология и гносеология. Понятие субъекта, объекта и истины. Смысл познания. Понятия предмета и метода. Понятие методологии. Учение Р. Декарта о методе. Правила метода Декарта. Развитие методологии.

Эмпирическая методология. Объективный характер истины в эмпиризме. Чувственные данные как источник познания истины. Истинное и неистинное в объекте. Учение Ф. Бэкона об опыте и  индукции. Дж. Локк о первичных и вторичных качествах вещей.  Локк о сущности рассудка, видах и способе образования идей. Значение и ограниченность эмпиризма.

Рационалистическая методология. Субъективный характер истины в рационализме. Истинное и неистинное в субъекте. Скептицизм как необходимый момент познания. Обоснование принципа мыслящего «Я» Декартом. Дедуктивный характер рассудка в рационализме. Интуиция в рационализме. Идея Бога в рационализме. Значение и ограниченность рационализма.

 

Тема 10. Критическая методология

 

Понятие критической философии. Отношение И. Канта к эмпиризму и рационализму. Задачи критической философии.

И. Кант об опытном познании. Структура познавательной способности человека. Понятие «априори». Пространство и время как априорные формы чувственности. Категории как априорные формы рассудка. «Я» как принцип априорного единства познания. Понятие «вещи в себе».

И. Кант о невозможности рационалистического познания. Критика рациональной психологии. Критика рациональной космологии. Критика рациональной теологии.

И. Кант о практическом разуме. Сопоставление теоретического и практического разума. Понятия автономной и зависимой воли. Смысл нравственного закона. Должное и сущее. Бог и бессмертие души как гипотезы практического разума.

Значение и ограниченность кантовской философии.

 

Тема 11. Методология разума

 

Рассудок и разум. Г.В.Ф. Гегель – основоположник методологии разума. Единство субъективного и объективного в разуме. Понятие абсолютного. Противоречие как критерий истины. Развитие как способ существования абсолюта. Понятие диалектической логики. Система категорий диалектической логики. Моменты диалектического метода: абстрактное единство, противоположность, конкретное единство. Процесс и результат. Историческое и логическое.

 

Тема 12. Введение в философию права

 

Представления о праве. Право как законодательство. Право как «права человека». Право как справедливость.

Понятие философии права. Философия права в системе философского знания. Метод философии права.

Понятие права. Противоречие индивидуального духа и переход к общественному духу. Общественный дух как сфера права. Понятие единичной и общей воли. Свобода и справедливость. Движущее противоречие права. Право как развивающаяся система. Формы права: абстрактное право, моральное право, институализированное право. Взаимоотношение форм права. Право и законодательство.

История философии права. Принцип философии права Платона. Принцип философии права эпохи Просвещения. Роль И. Канта в развитии философии права. Философия права как момент философской системы Г.В.Ф. Гегеля.

 

Тема 13. Абстрактное и моральное право

 

Понятие абстрактного права. Отношение единичной и общей воли в абстрактном праве. Моменты абстрактного права: взаимопризнание, договор, правонарушение и наказание. Абстрактное право и законодательство.

Взаимопризнание. Смысл взаимопризнания. Лицо и его атрибуты. Отношение лица к атрибутам: владение, пользование, распоряжение. Необходимость отчуждения атрибутов.

Договор. Смысл договора. Мера отчуждения атрибутов. Выражение общей воли в договоре. Права и обязанности в договоре. Виды договора. Противоречие договора.

Правонарушение и наказание. Простое (гражданское) правонарушение. Понятие преступления. Вина и умысел. Виды преступления. Противоречие преступного деяния. Смысл наказания. Месть. Третейский суд. Развитие способа наказания: от талиона к лишению свободы.

Моральное право. Отношение единичной и общей воли в моральном праве. Понятие морального субъекта. Добро. Совесть. Исторические и индивидуально-возрастные проявления морального субъективизма. Моральное право и законодательство. Противоречие морального права.

 

Тема 14. Институализированное право

 

Понятие институализированного права. Отношение единичной и общей воли в институализированном праве. Моменты абстрактного и морального права в институализированном праве. Моменты развития институализированного права (правовые институты): семья, гражданское общество, государство.

Семья. Отношение единичной и общей воли в семье. Цель семьи. Природные предпосылки семьи. Моменты договора и моральности (любовь) в семье. Имущество и потомство в семье. Противоречие семьи.

Гражданское общество. Отношение единичной и общей воли в гражданском обществе. Система потребностей людей. Общественно необходимые виды деятельности. Общественное разделение труда. Понятие профессии. Природные предпосылки гражданского общества. Понятие сословия. Моменты договора и моральности (профессиональная честь) в гражданском обществе. Особенность правоохранительного сословия. Противоречия гражданского общества.

Государство. Отношение единичной и общей воли в государстве. Подданные и политическое умонастроение. Власть и законодательство. Моменты договора и моральности (долг) в государстве. Понятие суверенитета. Внутренний суверенитет. Система властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Понятие правоохранения. Внешнее (гражданское, семейное, трудовое) правоохранение. Внутреннее (административное) правоохранение. Всеобщее (уголовное) правоохранение. Этапы правоохранения. Милиция и органы исполнения наказания в правоохранительной системе. Власть главы государства. Идеология. Противоречие государства.


ЛИТЕРАТУРА

 

Источник

Тема

Соловьев Вл. Исторические дела философии // Вопросы философии. – 1988. – №8.

1, 2, 3, 9

Платон. Апология Сократа // Платон. Соч. В 4 т. Т. 1. –  М., 1990.

3

Соловьев Вл. Жизненная драма Платона // Соловьев Вл. Соч. в 2 т. Т. 2. – М., 1990.

3

Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. – 1994.

2, 3, 6, 7

Виндельбанд В. Платон. – Киев, 1993.

3, 6, 7

Платон. Федон // Платон. Соч. в 4 т. Т. 2. – М., 1993.

6

Платон. Государство // Платон. Соч. в 4 т. Т. 3. – М., 1994.

7

Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 2. – М., 1991.

7

Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Введение //  Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб., 1993.

7

Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. – 1996.

7, 9

Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. – М., 1978. С. 12 – 79.

9

Локк. Дж.  Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч. в 3 т. Т. 1. – М., 1985.

9

Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т. 1. – М.. 1989.

9

Декарт Р. Первоначала философии // Там же.

9

Кант И. Критика чистого разума. Предисловие к первому изданию. Предисловие ко второму изданию. Введение //  Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3. – М. 1964.

10

Кант И. Основы метафизики нравственности // Там же. Т. 4. Ч. 1. – М., 1965.

10, 13

Гегель Г.В.Ф. Наука Логики. Предварительное понятие // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. – М., 1975.

11