Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО ФИЛОСОФИЯ: СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

О сборнике

 

Назад Далее

 

Общая  характеристика  курса  философии
Методика организации  самостоятельной  работы
Вопросы экзамена
Литература
Указания  и  рекомендации по  написанию  контрольно-проверочной работы
Задания  для  выполнения контрольно-проверочной  работы

ФИЛОСОФИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ  МАТЕРИАЛЫ
для слушателей факультета заочного обучения

 

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА  ФИЛОСОФИИ

 

Рабочая программа курса философии составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Методологическим основанием программы является «Концепция преподавания философии», разработанная на кафедре общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВИПЭ Минюста России.

● Задача курса философии – сформировать мировоззрение специалиста как систему ценностей, определяющих  практическое отношение к миру, и как система понятий, определяющих теоретическое отношение к миру. Эта задача решается посредством формирования у учащегося ряда качеств. В результате изучения философии слушатель должен:

а) понимать предмет и метод философии, ее мировоззренческую роль;

б) знать структуру философского мышления;

в) понимать смысл историко-философского процесса, давать характеристику его этапов и называть представителей;

г) давать характеристику основных философских моделей мира (подходов к бытию), раскрывать эти модели на примерах учений и школ в истории философии;

д) различать природу и дух как существенные моменты развития мирового целого; давать развернутую характеристику природы и сфер духа (души, общества, культуры); знать роль исторически возникших философских учений в познании этих сфер;

е) понимать суть гносеологии и ее методологическую роль; раскрывать содержание эмпирической, рационалистической и критической теории познания,  смысл диалектического метода; знать закономерность развития гносеологии в истории философии;

ж) иметь навык работы с несложными  философскими классическими текстами;

з) уметь проводить философский анализ любого феномена и использовать результаты анализа в решении профессиональных задач.

● Курс содержит следующие разделы: введение, онтология (теория бытия), гносеология (теория познания). Во введении слушатель должен освоить понятие мировоззрения, рассмотреть основные виды мировоззрения как ступени его развития, изучить основные характеристики философии (предмет, метод), понять смысл историко-философского процесса. В разделе «Онтология» сначала необходимо освоить три модели мира (бытия): натурфилософскую (на материале ранних греческих философов), метафизическую (на материале учения Платона) и диалектическую. От познания бытия в целом следует перейти к учениям об отдельных сферах сущего, каковыми являются природа и дух. Дух в свою очередь выступает как индивидуальный дух (душа), как общественный дух (общество) и как творческий дух (культура). В онтологии соответственно рассматриваются:  учение о природе, учение о душе, учение об обществе и учение о культуре. В разделе «Гносеология» изучаются: эмпирическая теория познания     (на примере учений Ф. Бэкона и Дж. Локка), противоположная ей рационалистическая гносеология (на примере философии Р. Декарта), критическая теория познания И. Канта и диалектическое учение о познании.

 

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

 

Курс философии на факультете заочного обучения предполагает проведение цикла установочных лекций, написание слушателями контрольно-проверочной работы и итоговый экзамен. Большая часть работы по освоению курса проводится слушателями самостоятельно.

● Дидактические единицы содержания курса, которые необходимо освоить слушателю, изложены в рабочей программе. Однако при подготовке слушателям удобнее руководствоваться списком экзаменационных вопросов, имеющимся в этом пособии. К каждому вопросу дан план ответа. Пункты плана передают содержание рабочей программы, привязывая его к определенным вопросам, выносимым на экзамен. Для каждого вопроса указана литература, необходимая при подготовке (даны номера источников по общему списку).

Изучение философии большей частью проводится на историко-философском материале. Осваивая курс, слушатель должен познакомиться с идеями Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита, Парменида, Демокрита, Сократа, Платона, Гоббса, Ф. Бэкона, Декарта, Локка, Канта, Гегеля. При знакомстве с учениями различных философов, рекомендуется обращать внимание не столько на исторические особенности этих учений, сколько на общефилософское значение выработанных в этих учениях идей.

● При освоении курса слушателю рекомендуется пользоваться прежде всего учебной литературой по истории философии. Лучше приобрести отдельно учебник по истории античной философии и учебник по истории философии Нового времени.

При подготовке можно использовать учебник философии последних лет издания, но не изучать его целиком, а обращаться к нему по мере необходимости, находя в нем разделы, соответствующие вопросам экзамена. Рекомендуется пользоваться «Философским энциклопедическим словарем» последних лет издания.

● Слушатель должен изучить три первоисточника:

1. Платон. Апология Сократа.

2. Платон. Федон.

3. Декарт Р. Первоначала философии.

 Авторы и тексты выбраны не случайно. Платон – центральная фигура в античной философии. Декарт – основатель философии Нового времени. Предложенные тексты отличаются, с одной стороны, широтой и глубиной своей проблематики, с другой – популярностью.

«Апологию Сократа» и «Федон» рекомендуется искать в собраниях сочинений Платона. В серии «Философское наследие» такие собрания выходили дважды большими тиражами. («Апология Сократа» издавалась в первом томе, «Федон» – во втором.) Помимо этого издавались избранные произведения Платона отдельными книгами, в которые также входят эти два произведения.

«Апологию Сократа» следует прочесть всю, в «Федоне» – начальную и заключительную части (стр. 57 a – 84 b; 107 c – 118). (Указаны номера условных страниц в соответствии с единой для всех изданий Платона системой нумерации. По этой системе номера страниц и части страниц, обозначаемые соответственно арабскими цифрами и латинскими буквами, проставляются на боковых полях и жестко привязываются к тексту независимо от реальных страниц в издании.)

«Первоначала философии» Р. Декарта рекомендуется искать в первом томе сочинений Декарта, вышедшем в серии «Философское наследие» в 1989 г., или в ранее изданных сочинениях Декарта. В этом произведении следует прочитать предисловие и параграфы 1 – 54 первой части.

Все обязательные первоисточники имеются в достаточном количестве в библиотеке института.

При работе с текстом рекомендуется ориентироваться на вопросы всех вариантов в заданиях КПР по первоисточникам (задания 4, 6, 9).

 

ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНА

 

Экзаменационный вопрос

Содержание вопроса

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

1

Мировоззрение

Понятие мировоззрения. Закономерности развития мировоззрения. Обыденное сознание. Мифологическое мировоззрение. Эстетическое мировоззрение. Религиозное мировоззрение. Научное мировоззрение.

2

Понятие философии

Предмет и метод философии. Онтология и гносеология. Смысл и периодизация историко-философского процесса.

ОНТОЛОГИЯ

Философские модели мира

3

Философские модели мира

Понятие философской модели мира. Философские модели мира (натурфилософская, метафизическая, диалектическая): сравнительная характеристика, история формирования.

Натурфилософская модель

4

Натурфилософская модель мира

Сущность натурфилософской модели. Основные формы ее развития, школы и представители. Значение и ограниченность.

5

Философия Милетской школы

Понятие первовещества. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Значение и ограниченность философии Милетской школы.

6

Учение Гераклита о становлении

Принцип существования мира. Бытие и небытие. Противоположности. Логос. Значение и ограниченность философии Гераклита.

7

Учение Парменида о бытии

Парменид об истинном и ложном путях познания. Принцип существования мира. Бытие и небытие. Свойства бытия. Бытие и чувственно воспринимаемый мир. Значение и ограниченность философии Парменида.

8

Учение Демокрита об атоме

Принцип существования мира. Понятие атома. Бытие и небытие. Постоянное и изменчивое. Атомы и чувственно воспринимаемый мир. Синтез предшествующих натурфилософских учений в философии Демокрита. Значение и ограниченность философии Демокрита

Метафизическая модель

9

Метафизическая модель мира

Различение природы и духа в метафизике. Понятие абсолютной сверхприродной реальности. Основные проблемы метафизики. Исторический переход от натурфилософии к метафизике (Сократ). Первая метафизическая теория (Платон). Средневековая метафизика. Метафизика Нового времени. Значение и ограниченность метафизической модели мира.

10

Сократ у истоков метафизики

Сократ и натурфилософия. Сократ о сущности человека. Сократ о сущности познания. Сократ о Боге. Метод Сократа. Жизнь Сократа как воплощение его философии. Значение и ограниченность философской позиции Сократа.

11

Метафизика Платона

Понятие «идея» в философии Платона. Свойства идей. Структура мира идей. Понятие «вещь» в философии Платона. Хора (материя). Процесс образования мира вещей. Мировая душа и «демиург». Человек в платоновской модели мира. Значение и ограниченность метафизики Платона.

Диалектическая модель

12

Диалектическая модель мира

Сущность диалектической модели. Понятие развития. Противоречие в диалектическом процессе. Формы развивающегося бытия: природа, дух (душа, общество, культура).

Учения об отдельных сферах бытия

Природа

13

Философское учение о природе

Понятие природы. Время, пространство, движение. Природа как материя (механизм, электромагнетизм, химизм). Природа как жизнь (чувствительность, раздражимость, самовоспроизведение).

Душа

14

Учение о душе в диалоге Платона «Федон»

Проблема отношения души и тела. Первое доказательство бессмертия души: взаимопереход противоположностей. Второе доказательство бессмертия души: знание как припоминание. Третье доказательство бессмертия души: самотождество души и ее противоположность телу.

15

Философское учение о душе

Понятие индивидуального духа (души). Самосознание, сознание, мышление. Душа в отношении с природой: вожделение, познание (теоретическое отношение), воление (практическое отношение). Душа в общении (смысл общения, язык).

Общество

16

Тоталитарная модель общества в философии Платона

Принцип этой модели. Разделение труда. Общая характеристика идеального государства. Добродетели и сословия идеального государства. Человеческая душа как подобие государства. Значение и ограниченность тоталитарной модели.

17

Договорная модель общества в философии Т. Гоббса

Понятие естественного состояния. Всеобщая война. Естественные законы. Договор. Понятие общественного состояния. Цель государства. Договорной способ образования государства. Понятие суверена. Значение и ограниченность договорной модели.

18

Философское учение об обществе

Понятие общественного духа. История развития философского учения об обществе. Предпосылки общественного духа в индивидуальном. Единичная и общая воля в общественном духе. Формы общественного духа: договорные отношения, мораль, общественные институты (семья, гражданское общество, государство).

Культура

19

Философское учение о культуре (творческом духе)

Понятие культуры. Культура в отношении к природе, к индивидуальному и общественному духу. Формы развития творческого духа: искусство, религия, наука. Понятие истории культуры.

ГНОСЕОЛОГИЯ

20

Общая характеристика гносеологии

Понятие гносеологии. Основные проблемы гносеологии. Исторические формы гносеологии и их представители. Объект и субъект в познании. Истина. Понятие метода и методологии.

Эмпиризм

21

Ф. Бэкон как основоположник эмпирической гносеологии

Понятие эмпиризма.   Критика Бэконом традиционной науки. Бэкон об «идолах» разума. Цель человеческого познания.  Идея новой логики. Бэкон о сути природы. Способы собирания данных в опыте. Индукция. Значение и ограниченность гносеологии Ф. Бэкона.

22

Эмпирическая гносеология Дж. Локка

Понятие эмпиризма. Понятие идеи у Локка. Источники идей. Простые идеи и качества вещей. Сложные идеи и процесс их образования. Общие идеи и термины (слова). Материал,  цель, способы и пределы познания. Разум и вера. Значение и ограниченность  эмпиризма.

Рационализм

23

Рационалистическая методология Р. Декарта

Понятие рационализма. Декарт о науке. Декартовское определение метода. Интуиция, дедукция и индукция (энумерация) как моменты метода. Правила метода.

24

Рационалистическая система Р. Декарта

Понятие рационализма. Всеобщее сомнение Декарта. Принцип «Я мыслю». Декарт о душе. Доказательства бытия Бога. Атрибуты Бога.  Понятие субстанции. Виды субстанции и их отношение друг к другу. Проблема психофизического параллелизма. Значение и ограниченность рационализма.

Критическая гносеология

25

Критическая гносеология И. Канта

Неудовлетворительность эмпиризма и рационализма. Кантовский подход к решению вопроса о соотношении объекта и субъекта. Понятие априорности у Канта. Основные познающие структуры субъекта, их функции и взаимосвязь. «Вещь в себе» и феномен. Пространство и время как априорные формы созерцания. Категории рассудка. Идеи разума. Критика метафизики Кантом. Значение и ограниченность кантовской гносеологии.

Диалектический метод

26

Диалектический метод

Гегель как основоположник диалектического метода. Принцип развивающегося единства объекта и субъекта. Историческое и логическое. Рассудочное и разумное мышление. Противоречие. Диалектическое отрицание. Моменты диалектического метода: непосредственное единство, противоположность, конкретное единство.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Наименование

Примечание

Авксентьевский И. И. Классические учения и тексты в курсе философии: Учебное пособие.– Вологда: ВИПЭ Минюста РФ, 2001.

Базовое учебное пособие

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Пособие по всей истории философии

Соловьев Вл. Исторические дела философии // Вопросы философии. – 1988. – №8.

 

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность.– СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.

Пособие по античной философии

Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии.– М.: ВЛАДОС, 1997.

Пособие по античной философии

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I.– М.: Наука, 1989.

Первоисточник для углубленного изучения вопроса

Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1: Философия древности и средневековья. Ч. 1.– М.: Мысль, 1969.

Первоисточник для углубленного изучения вопроса

Платон. Апология Сократа // Собр. соч.: В 4 т.– М.: Мысль, 1990.– Т. 1.

Обязательный
первоисточник

Соловьев Вл. Жизненная драма Платона // Соч.: В 2 т.– М.: Мысль, 1990.– Т. 2.

Первоисточник для углубленного изучения вопроса

Виндельбанд В. Платон.– Киев, 1993.

 

Платон. Государство. Кн.7. Символ пещеры // Собр. соч.: В 4 т.– М.: Мысль, 1994.– Т. 3.

Первоисточник для углубленного изучения вопроса

Платон. Федон // Собр. соч.: В 4 т.– М.: Мысль, 1993.– Т. 2.

Обязательный
первоисточник

Платон. Государство. Кн. 2 (366 b – 377 e); Кн. 4; Кн. 5 (462 a – 480); Кн. 6 (484 a – 486 e, 505 a – 511 e); Кн. 7 (514 a – 521 c)  // Собр. соч.: В 4 т.– М.: Мысль, 1994.– Т. 3.

Первоисточник для углубленного изучения вопроса

Гоббс Т. Левиафан. Гл. XIII – XIV, XVII – XVIII // Сочинения: В 2т.– М.: Мысль, 1991.– Т. 2.

Первоисточник для углубленного изучения вопроса

Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека.– СПб.: Наука, 1994.– Гл.16: Право; Гл. 17: Мораль; Гл. 20: О государстве.

Первоисточник для углубленного изучения вопроса

Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории.– СПб.: Наука, 1993.– Введение.

Первоисточник повышенной сложности для углубленного изучения вопроса

Авксентьевский И. И. Культура и ее первоисточники // Культурология: Хрестоматия / Сост., общая редакция Авксентьевского И. И., Фивейской Л. В.– Вологда: ВИПЭ МЮ РФ, 2001.

 

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: Новое время.– СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.

Пособие по философии Нового времени

Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека // Соч.: В 2 т.– М.: Мысль, 1978.– Т. 2.– С. 12 – 79.

Первоисточник для углубленного изучения вопроса

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Кн. 1 (Гл. 1); Кн. 2 (Гл. 1, 2, 6, 8, 12, 23, 30); Кн. 3 (Гл. 3); Кн. 4 (Гл. 1, 2, 3, 15, 18) // Соч.: В 3 т.– М.: Мысль, 1985.– Т. 1 – 2.

Первоисточник для углубленного изучения вопроса

Декарт Р. Правила для руководства ума. Правила 1 – 7, 11 // Соч.: В 2 т.– М.: Мысль, 1989.– Т. 1.

Первоисточник

Декарт Р. Рассуждение о методе. Ч. 1 – 4  // Соч.: В 2 т.– М.: Мысль, 1989.– Т. 1.

Первоисточник

Декарт Р. Первоначала философии. Предисловие; Ч. I: Об основах человеческого познания (§ 1 – 54) // Соч.: В 2 т.– М.: Мысль, 1989.– Т. 1.

Обязательный
первоисточник

Кант И. Критика чистого разума.

Предисловие ко второму изданию.

Введение.

Трансцендентальная эстетика (§ 1 – 6).

Трансцендентальная логика. Отдел первый: Трансцендентальная аналитика. Кн. 1: Аналитика понятий (§ 10, 11).

Трансцендентальная логика. Отдел первый: Трансцендентальная аналитика. Кн. 2: Аналитика основоположений. Гл. 3.

В издании:

Кант И. Соч.: В 6 т.– М.: Мысль, 1964.– Т. 3.

Первоисточник повышенной сложности для углубленного изучения вопроса

Гегель Г. В. Ф. Наука Логики. Предварительное понятие // Энциклопедия философских наук.– М.: Мысль, 1975.– Т. 1.

Первоисточник повышенной сложности для углубленного изучения вопроса

 

УКАЗАНИЯ  И  РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО  НАПИСАНИЮ  КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

 

● Выполнение контрольно-проверочной работы по предмету «Философия» предусмотрено учебным планом и является необходимым условием допуска слушателя к сдаче экзамена. Задачи контрольно-проверочной работы:

а) активизация и  организация самостоятельной работы слушателя по изучению предмета в период между сессиями;

б) проверка слушателем уровня своих знаний и умений по предмету и степени своей готовности к сдаче экзамена;

в) проверка преподавателем и отделением заочного обучения качества самостоятельной работы слушателя.

● Контрольно-проверочная работа содержит десять заданий. Вопросы каждого задания разделены на десять вариантов. Слушатель должен выполнить все задания, в каждом отвечая на вопросы своего варианта. Номер варианта слушателя определяется последней цифрой номера зачетной книжки (вариант 10 для слушателей с номером зачетной книжки, оканчивающимся на «0»).

Каждое из заданий связано с одной или несколькими темами (экзаменационными вопросами), но  вместе они охватывают значительную часть учебного материала курса. Тематика и номера соответствующих экзаменационных вопросов указаны в заглавии каждого задания. Выполнять задания КПР рекомендуется по мере освоения этих тем (вопросов). Ссылки на литературу для каждого задания КПР смотрите в списке экзаменационных вопросов. Для выполнения заданий  4, 6, 9 необходимо изучить первоисточники.

● Контрольно-проверочная работа оформляется в тетради (в случае рукописного исполнения) или в подшивке стандартных листов (в случае печатного исполнения). Объем текста не регламентирован. Ориентировочный объем одного задания 1 – 2 страницы рукописного текста ученической тетради. Почерк должен быть разборчивым. Работы, написанные неразборчивым почерком, не зачитываются. В случае неуверенности слушателя в своем почерке рекомендуется выполнять работу в печатном варианте.

На обложке указывается: фамилия, имя, отчество; программа (высшая) и форма (заочная) обучения; курс; учебная группа; номер зачетной книжки; номер варианта; место работы; должность; специальное звание; домашний адрес. Страницы нумеруются.

Каждое задание выполняется с новой страницы. Вверху страницы указывается номер задания: «Задание № ...». (Текст задания переписывать не надо.) Далее с красной строки дается текст ответа.

При использовании цитат их следует заключать в кавычки и делать ссылку на место в тексте в соответствии с библиографическими правилами.

В конце каждого задания слушатель указывает литературу, использованную им при выполнении этого задания.

● Контрольная работа представляется в отделение заочного обучения не позже чем за месяц до начала сессии. Работа получает оценку «зачет» или «незачет». Для получения оценки «зачет» слушатель должен удовлетворительно выполнить большую часть заданий КПР. Работа должна выполняться слушателем самостоятельно. Если самостоятельность выполнения работы вызывает сомнение у преподавателя, а также в других случаях по усмотрению преподавателя  слушателю может быть  предложено пройти собеседование по контрольной работе. Слушатель, получивший оценку «незачет», должен переписать контрольную работу. При переписывании вариант сохраняется.

 

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ  ВЫПОЛНЕНИЯ
КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЙ  РАБОТЫ

 

Задание 1

Мировоззрение и философия (экзамен. вопросы 1, 2)

 

вар

Задание

1

Раскройте понятие мировоззрения.

2

Дайте понятие обыденного сознания (обыденного мировоззрения). Сравните обыденное сознание и научное (философское) мировоззрение.

3

Дайте понятие религиозного мировоззрения. Сравните религиозное мировоззрение с научным (философским).

4

Дайте понятие научного (философского) мировоззрения. Сравните научное (философское) мировоззрение с мифологическим.

5

Определите предмет и метод философии.

6

Сравните философию с частными науками о природе и духе по предмету и методу.

7

Дайте определение онтологии и гносеологии.

8

Каков смысл историко-философского процесса?

9

Дайте периодизацию истории философии.

10

Определите предмет и метод философии.

 

Задание 2

Милетская школа и Гераклит (экзамен. вопросы 4, 5, 6)

 

вар

Задание

1

Почему в качестве первовещества Фалес выбрал воду? Докажите, что мысль Фалеса о воде как первовеществе является философской.

2

Раскройте содержание понятия «апейрон» у Анаксимандра.

3

Почему в качестве первовещества Анаксимен выбрал воздух? Как воздух превращается в различные вещества и вещи?

4

Раскройте понятие первовещества в натурфилософии.

5

Раскройте принцип становления, выдвинутый Гераклитом.

6

Что говорит Гераклит о борьбе противоположных начал?

7

В чем смысл афоризма Гераклита: «Все течет, все изменяется»? Почему Гераклит уподобляет мир огню?

8

Раскройте содержание понятия «апейрон» у Анаксимандра.

9

Раскройте понятие первовещества в натурфилософии.

10

Почему в качестве первовещества Анаксимен выбрал воздух? Как воздух превращается в различные вещества и вещи?

 

Задание 3

Парменид и Демокрит (экзамен. вопросы 4, 7, 8)

 

вар

Задание

1

Как, по Пармениду, соотносятся бытие и небытие? Какими свойствами обладает бытие?

2

Как  Парменид доказывает, что бытие едино и неизменно?

3

Ведет ли, с т. з. Парменида, чувственное восприятие мира к истинному знанию? Какой способ познания Парменид считает единственно правильным?

4

Как, по Пармениду, соотносятся бытие и небытие? Какими свойствами обладает бытие?

5

Что Демокрит называет атомом? Какие свойства присущи атому?

6

Как атомистическая теория Демокрита объясняет многообразие свойств у вещей и изменчивость чувственно воспринимаемого мира?

7

Как, по Демокриту, из атомов образуются чувственно воспринимаемые вещи?

8

Что Демокрит называет атомом? Какие свойства присущи атому?

9

Какие идеи Милетской школы, Гераклита, Парменида нашли отражение в учении Демокрита?

10

Какие идеи Милетской школы, Гераклита, Парменида нашли отражение в учении Демокрита?

 

Задание 4

Сократ у истоков метафизики (экзамен. вопросы 9, 10)

 

Для выполнения этого задания необходимо помимо учебной литературы освоить следующий первоисточник:

Платон. Апология Сократа // Собр. соч.: В 4 т.– М.: Мысль, 1990.– Т. 1.

 

вар

Задание

1

Какова роль Сократа в историческом развитии философии? В чем, согласно тексту «Апологии», Сократ видит смысл своей философской деятельности?

2

Как Сократ понимает сущность человека? Найдите в тексте «Апологии» места, где Сократ говорит о призвании человека, о достойном (и недостойном) образе его бытия.

3

Что Сократ считает главной задачей человеческого познания? В «Апологии» найдите рассуждения Сократа о мудрости. Что имел в виду оракул, назвав Сократа самым мудрым из людей? Кому, по Сократу, принадлежит высшая мудрость? С какого знания должна начинаться всякая человеческая мудрость? Чем отличается мудрость от невежества?

4

Чем представление Сократа о боге отличается от традиционного греческого? Найдите в «Апологии» рассуждения Сократа о боге. Как и когда бог проявлял себя для Сократа? Что Сократ называл «демоном», или «гением»?

5

Раскройте суть сократовского метода, называемого «майевтикой». Где в «Апологии» Сократ использует этот метод?

6

Как Сократ понимает сущность человека? Найдите в тексте «Апологии» места, где Сократ говорит о призвании человека, о достойном (и недостойном) образе его бытия.

7

Чем представление Сократа о боге отличается от традиционного греческого? Найдите в «Апологии» рассуждения Сократа о боге. Как и когда Бог проявлял себя для Сократа? Что Сократ называл «демоном», или «гением»?

8

Что Сократ считает главной задачей человеческого познания? В «Апологии» найдите рассуждения Сократа о мудрости. Что имел в виду оракул, назвав Сократа самым мудрым из людей? Кому, по Сократу, принадлежит высшая мудрость? С какого знания должна начинаться всякая человеческая мудрость? Чем отличается мудрость от невежества?

9

В чем суть конфликта между Сократом и афинянами? Какие обвинения были предъявлены Сократу на суде? Выясните по тексту «Апологии», как Сократ защищался от обвинений?

10

Найдите в тексте «Апологии» ответы на следующие вопросы. Мог ли Сократ избежать смертного приговора? Если мог, то почему этого не сделал? Как Сократ относится к смерти?

 

Задание 5

Метафизика Платона (экзамен. вопросы 9, 11)

 

вар

Задание

1

Что Платон называет идеей?

2

Что Платон называет миром идей, какими свойствами он обладает?

3

Какова структура мира идей?

4

Что Платон называет миром вещей, какими свойствами он обладает?

5

В каком отношении находятся вещь и ее идея?

6

Как возникает мир вещей? Какова роль мира идей, первоматерии (хоры) и демиурга (творца) в процессе образования мира вещей?

7

Какое место занимает человек в платоновской модели мира?

8

Как возникает мир вещей? Какова роль мира идей, первоматерии (хоры) и демиурга (творца) в процессе образования мира вещей?

9

В каком отношении находятся вещь и ее идея?

10

Что Платон называет миром вещей, какими свойствами он обладает?

 

Задание 6

Учение о душе в диалоге Платона «Федон» (экзамен. вопрос 14)

 

Для выполнения этого задания необходимо изучить следующий первоисточник:

● Платон. Федон // Собр. соч.: В 4 т.– М.: Мысль, 1993.– Т. 2.

Достаточно прочитать начальную (стр. 57 а – 84 b) и заключительную (стр. 107 с – 118) части произведения.

 

вар

Задание

1

В чем Платон видит назначение души? Как тело мешает душе исполнять ее назначение? Поясните выражение: «Тело – темница души». В чем смысл последней просьбы Сократа?

2

Как Платон понимает смерть? Почему он считает смерть благом? Поясните мысль Платона: «Философы заняты только одним – умиранием и смертью». Почему Платон порицает самоубийство? Как земное бытие души влияет на ее внеземное существование?

3

В чем Платон видит назначение души? Как тело мешает душе исполнять ее назначение? Поясните выражение: «Тело – темница души». В чем смысл последней просьбы Сократа?

4

Рассмотрите первое доказательство бессмертия души. Какое общее свойство мироздания Платон кладет в основание этого доказательства? Почему возникновение живого из мертвого возможно только при условии бессмертия души?

5

Рассмотрите второе доказательство бессмертия души. Какое знание дается только припоминанием? Каков источник этого припоминаемого знания? Как из этого припоминания следует бессмертие души?

6

Рассмотрите третье доказательство бессмертия души. По этому доказательству выявите все пары противоположных свойств души и тела и укажите их. Как из сопоставления свойств души и тела вытекает бессмертие души?

7

Рассмотрите первое доказательство бессмертия души. Какое общее свойство мироздания Платон кладет в основание этого доказательства? Почему возникновение живого из мертвого возможно только при условии бессмертия души?

8

Рассмотрите второе доказательство бессмертия души. Какое знание дается только припоминанием? Каков источник этого припоминаемого знания? Как из этого припоминания следует бессмертие души?

9

Рассмотрите третье доказательство бессмертия души. По этому доказательству выявите все пары противоположных свойств души и тела и укажите их. Как из сопоставления свойств души и тела вытекает бессмертие души?

10

Как Платон понимает смерть? Почему он считает смерть благом? Поясните мысль Платона: «Философы заняты только одним – умиранием и смертью». Почему Платон порицает самоубийство? Как земное бытие души влияет на ее внеземное существование?

 

 

Задание 7

Тоталитарная и договорная модели общества в философии

(экзамен. вопросы 16, 17)

 

вар

Задание

1

а) Какое место в совершенном государстве Платона занимает сословие правителей? Какими качествами должны обладать правители? Почему, по мнению Платона, государством должны управлять философы?

б) Раскройте понятие суверена у Гоббса. Каковы основные функции (права) суверена?

2

Укажите сходство и различие между учениями о государстве Платона и Гоббса.

3

а) На какие сословия делится идеальное государство Платона? Какие функции в этом государстве выполняет каждое из сословий? На каком основании в государстве Платона человек относится к тому или иному сословию?

б) Кто, по Гоббсу, заключает договор о создании государства (общественный договор)? Каково содержание этого договора? Каковы условия расторжения общественного договора?

4

а) В чем Платон видел подобие между структурой души и структурой государства? Что Платон называл справедливостью?

б) Опишите состояние людей, которое Гоббс называет естественным.

5

а) Какое воспитание и образование должны получать стражи и правители в идеальном государстве?

б) Что способствует выходу человека из состояния всеобщей войны? Что Гоббс называет естественным законом? Что требуют от человека естественные законы?

6

а) Какое воспитание и образование должны получать стражи и правители в идеальном государстве?

б) Что способствует выходу человека из состояния всеобщей войны? Что Гоббс называет естественным законом? Что требуют от человека естественные законы?

7

а) В чем Платон видел подобие между структурой души и структурой государства? Что Платон называл справедливостью?

б) Опишите состояние людей, которое Гоббс называет естественным.

8

а) На какие сословия делится идеальное государство Платона? Какие функции в этом государстве выполняет каждое из сословий? На каком основании в государстве Платона человек относится к тому или иному сословию?

б) Кто, по Гоббсу, заключает договор о создании государства (общественный договор)? Каково содержание этого договора? Каковы условия расторжения общественного договора?

9

Укажите сходство и различие между учениями о государстве Платона и Гоббса.

10

а) Какое место в совершенном государстве Платона занимает сословие правителей? Какими качествами должны обладать правители? Почему, по мнению Платона, государством должны управлять философы?

б) Раскройте понятие суверена у Гоббса. Каковы основные функции (права) суверена?

 

Задание 8

Эмпирическая гносеология (экзамен. вопросы 21, 22)

 

вар

Задание

1

Что является, по Локку, исходным материалом и целью познания? Определите основные методы познания, выделенные Локком: интуиция, демонстрация (дедукция), чувственное познание. Каковы, по Локку, границы человеческого познания?

2

Какие идеи Локк называл простыми? Определите идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств. Приведите примеры для каждого вида простых идей.

3

Что учил Ф. Бэкон об «идолах» разума?

4

Каковы, по Ф. Бэкону, способы собирания данных в опыте и способ осмысления этих данных?

5

Что Локк называл «идеей» в познании? Каковы, по Локку, источники идей? Чем различаются простые и сложные идеи?

6

Какие идеи Локк называл простыми? Определите идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств. Приведите примеры для каждого вида простых идей.

7

Какие идеи Локк называл сложными? Каковы способы образования и виды сложных идей? Какова роль общих идей и терминов (слов) в познании?

8

Что является, по Локку, исходным материалом и целью познания? Определите основные методы познания, выделенные Локком: интуиция, демонстрация (дедукция), чувственное познание. Каковы, по Локку, границы человеческого познания?

9

Что Ф. Бэкон считал истинным предметом, методом и целью человеческого познания?

10

Дайте определение эмпирической гносеологии, назовите ее основных представителей и укажите их роль в развитии теории познания.

 

Задание 9

Рационалистическая гносеология (экзамен. вопросы 23, 24)

 

Для выполнения этого задания необходимо помимо учебной литературы освоить следующий первоисточник:

● Декарт Р. Первоначала философии. Предисловие; Ч. I: Об основах человеческого познания (§ 1 – 54) // Соч.: В 2 т.– М.: Мысль, 1989.– Т. 1.

 

вар

Задание

1

В чем Декарт видит задачу философии? Какими должны быть первоначала философии? Чем отличается логика, к которой обращается Декарт, от традиционной школьной (формальной) логики? Изобразите описанную Декартом схему всего философского знания (в виде дерева).

(Ответы на эти вопросы ищите в Предисловии к «Первоначалам философии».)

2

Что предпринял Декарт для обнаружения философского первоначала? Какое первое основоположение философии формулирует Декарт? Что является ближайшим следствием этого основоположения? Какой гносеологический вывод сделал Декарт из бытия Бога? Какое первое физическое основоположение формулирует Декарт?

(Ответы на эти вопросы ищите в Предисловии к «Первоначалам философии».)

3

В чем и на каком основании усомнился Декарт? Сформулируйте первичное достоверное положение, выдвинутое Декартом (положение о «мыслящем Я»). Обоснуйте это положение. В чем, по Декарту, состоит сущность мышления? Почему мышление более доступно познанию, чем тело?

(Ответы на эти вопросы ищите в Части I «Первоначал философии».)

4

Воспроизведите представленные Декартом доказательства бытия Бога.

Определите атрибуты Бога. Почему Бог бестелесен? Почему он не обладает чувствами? Как в Боге соотносятся разум и воля?

(Ответы на эти вопросы ищите в Части I «Первоначал философии».)

5

Может ли Бог быть причиной человеческих заблуждений и почему? Какова функция воли в процессе познания? В каком случае взаимодействие разума и воли в процессе познания порождает заблуждение? Как противостоять заблуждению? Что такое ясное и отчетливое восприятие?

(Ответы на эти вопросы ищите в Части I «Первоначал философии».)

6

Какие два рода субстанций (вещей) различает Декарт? Как Декарт определяет понятие «субстанция»? Что является безусловной субстанцией? В каком смысле ум и тело являются субстанциями? Что такое атрибут и модус? Что является атрибутом ума и атрибутом тела? Что является их модусами?

(Ответы на эти вопросы ищите в Части I «Первоначал философии».)

7

Может ли Бог быть причиной человеческих заблуждений и почему? Какова функция воли в процессе познания? В каком случае взаимодействие разума и воли в процессе познания порождает заблуждение? Как противостоять заблуждению? Что такое ясное и отчетливое восприятие?

(Ответы на эти вопросы ищите в Части I «Первоначал философии».)

8

Какие два рода субстанций (вещей) различает Декарт? Как Декарт определяет понятие «субстанция»? Что является безусловной субстанцией? В каком смысле ум и тело являются субстанциями? Что такое атрибут и модус? Что является атрибутом ума и атрибутом тела? Что является их модусами?

(Ответы на эти вопросы ищите в Части I «Первоначал философии».)

9

Воспроизведите представленные Декартом доказательства бытия Бога.

Определите атрибуты Бога. Почему Бог бестелесен? Почему он не обладает чувствами? Как в Боге соотносятся разум и воля?

(Ответы на эти вопросы ищите в Части I «Первоначал философии».)

10

В чем и на каком основании усомнился Декарт? Сформулируйте первичное достоверное положение, выдвинутое Декартом (положение о «мыслящем Я»). Обоснуйте это положение. В чем, по Декарту, состоит сущность мышления? Почему мышление более доступно познанию, чем тело?

(Ответы на эти вопросы ищите в Части I «Первоначал философии».)

 

Задание 10

Критическая гносеология И. Канта (экзамен. вопрос 25)

 

вар

Задание

1

Какую функцию, по Канту, в познании выполняет рассудок? Как Кант понимает сущность категорий? Перечислите категории рассудка.

2

Назовите основные структуры (способности) познающего субъекта в гносеологии Канта. Определите их функции и взаимосвязь.

3

Какие элементы познания Кант называет априорными? Укажите априорные составляющие чувственности, рассудка и разума.

4

Что Кант называет «вещью в себе» (ноуменом) и явлением (феноменом)? Какова их роль в процессе познания?

5

Какую функцию, по Канту, в познании выполняет чувственность? Как Кант понимает сущность пространства и времени?

6

Что Кант называет «вещью в себе» (ноуменом) и явлением (феноменом)? Какова их роль в процессе познания?

7

 Какую функцию, по Канту, в познании выполняет чувственность? Как Кант понимает сущность пространства и времени?

8

Какую функцию, по Канту, в познании выполняет разум? Перечислите идеи разума. За что Кант критикует метафизику?

9

Какую функцию, по Канту, в познании выполняет рассудок? Как Кант понимает сущность категорий? Перечислите категории рассудка.

10

Как понимается соотношение объекта и субъекта в гносеологии Канта?