Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА И СТРУКТУРА ЕГО НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА И СТРУКТУРА ЕГО НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья (1998)

 

Если кафедра является основой организации образовательного процесса в вузе, то про преподавателя можно сказать, что он - центральная фигура этого процесса. Действительно, учебное занятие - своего рода священнодействие, разворачивающееся в общении преподавателя и учащихся, - есть то, ради чего существует все учебное заведение. Учебное занятие предает смысл многосторонней деятельности всего коллектива учреждения: начиная от уборщицы и заканчивая руководством вуза.

Структура преподавательской деятельности в вузе МВД определена “Инструкцией по нормированию труда профессорско-преподавательского состава вуза МВД”. Учебная работа является основной в вузе. Другие три вида деятельности преподавателя направлены на обеспечение учебной работы. Это - учебно-методическая, научно-исследовательская и воспитательная деятельность.

Рассмотрим три квалификационных уровня преподавателя. За критерий возьмем степень владения преподавателя учебным материалом. По мере рассмотрения этих уровней покажем необходимость ведения учебно-методической и научно-исследовательской деятельности.

1) Репродуктивный уровень

Это низший уровень владения материалом: уровень механического воспроизведения имеющихся знаний. Преподаватель может выстраивать понятия излагаемой им науки только в том порядке и в той форме, в которых они даны в исходном тексте. Как правило таким текстом оказывается учебник. Поскольку учащийся вуза может работать с письменными источниками самостоятельно, то лекция прочитанная на первом уровне бесполезна для учебного процесса. Этот уровень, возможно, приемлем на ступени общего образования. Он не достаточен на ступени среднего профессионального образования. В вузе он должен быть исключен.

В связи с репродуктивным уровнем следует сказать о бытующем в педагогической среде неправильном понимании назначения фондовых лекций. Порой считается, что фондовая лекция это заранее заготовленный текст, который преподаватель читает на лекции. В “Инструкции об организации учебного процесса в вузах МВД” указывается, что фондовые лекции пишутся для слушателей по наиболее сложным для них темам. Эта инструкция не обязывает преподавателя вообще иметь какие-то письменные материалы при чтении лекции. У квалифицированного преподавателя лекция должна быть в голове.

2) Компилятивный уровень

На этом уровне преподаватель владеет понятиями науки настолько совершенно, что может выводить их, пользуясь различными текстами, выражать в различных речевых конструкциях, интерпретировать в образах и примерах. Он может выстраивать их в учебный курс самостоятельно, учитывая: объем курса, профиль учебного заведения, способность данной аудитории к восприятию, историко-культурную ситуацию, в которой находится общество. На этом уровне появляется элемент творчества: творчество применения науки в учебном процессе. На этом уровне становится необходимой учебно-методическая работа, поскольку ее сущность и состоит в трансформации основ науки в пропедевтическую форму.

Преподаватель, работающий на компилятивном уровне может решить проблему “зубрежки”. Помещая на лекции одну и ту же мысль в различные вербальные конструкции, он демонстрирует  отличие мысли от сло­ва, что способствует усвоению учащимися смысла, а не запоминанию речи.

Этот уровень является базовым для преподавателя среднего профессионального учебного заведения. На  этом уровня работает начинающий преподаватель вуза. Однако задачи, решаемые вузом, требуют от преподавателя более высокой квалификации.

3) Продуктивный (собственно творческий) уровень

Преподаватель может сам продуцировать понятия определенной науки. Он не только передает и адаптирует знание, но и сам его производит. Это производство знания называется научно-исследовательской работой. Поэтому последняя является необходимым компонентом работы преподавателя в вузе. Должности доцента и профессора замещаются лицами, имеющими ученую степень, а последняя свидетельствует о способности преподавателя к научно-исследовательской работе. В соответствии с требованиями “Положения о порядке присуждения ученых степеней”, ученая степень кандидата наук присваивается соискателям, сумевшим решить задачу существенную для какой-либо отрасли знаний, а ученая степень доктора наук - соискателям, развившим целое научное направление.

Спрашивается, как научная работа преподавателя может влиять на учебный процесс, ведь преподаватель излагает учащимся только основы науки и не углубляется в сферы научного поиска. Однако лекция призвана не только передать учащимся основы науки. “Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления” (Инструкция об организации учебного процесса в вузе МВД). Систематическое занятие наукой позволит преподавателю держать свое мышление в том творческом напряжении, которое будет непосредственно передаваться от него к учащемуся в процессе их общения.

Развитие преподавателя возможно только в особой среде отношений, создаваемой вузом и с давних времен называемой академической средой. Закон Российской Федерации “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, принятый в 1996 году, вводит понятие академической свободы. “Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, - говорится в статье третьей этого закона, - предоставляются академические свободы, в том числе свобода... излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами”. Статья двадцатая Закона утверждает, что правом научно-педагогических работников вуза является “... определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами,... выбирать методы и средства обучения наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие глубокое качество учебного процесса”.

В связи с понятием академической свободы отметим следующее. Во-первых, эта свобода относится к содержанию и методу преподавания и не относится к форме служебных отношений, где закреплен принцип единоначалия. Во-вторых, свобода ограничивается государственным стандартом. И наконец, в-третьих, академическая свобода влечет за собой и академическую ответственность преподавателя за результаты своего труда.

 

 

Авксентьевский И. И. Профессиональные требования к преподавателю вуза и структура его научно-педагогической деятельности

На пути к высшей школе: Методология построения вуза: материалы научно-практической конференции /Вологодский филиал Рязанского института права и экономики МВД России.– Вологда, 1998. С. 36 – 39.

К началу страницы