Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО ВСЕОБЩИЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ВСЕОБЩИЙ  ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
КАК  НАПРАВЛЕНИЕ  НАУЧНОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья (2000)

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

§ 1. Особенности развития философской науки

Для определения перспектив исследовательской работы в области философии  необходимо понимание ее специфики по отношению ко всем остальным наукам. Специфика философии заключается в универсальности ее знания. Для развития других наук значимы детализация предмета, скрупулезное исследование отдельного момента и генерирование соответствующей частной идеи. Для развития философии значимо только переосмысление принципов миропонимания в целом, которое становится возможным, во-первых, при накоплении частных  знаний в науках и, во-вторых, при фундаментальных исторических сдвигах в социокультурном бытии человечества. Если развитие наук  проходит в масштабе десятилетий, то развитие философии – в масштабе столетий. (Например, философия Канта и Гегеля актуальна для сегодняшней философии, при том что современные этим мыслителям достижения в науках в настоящее время имеют только относительную ценность.) Вот почему академическая философская наука вынуждена преимущественно заниматься не разработкой новых идей, а осмыслением (интерпретацией) установившихся, хотя и эта работа необходима, ибо подготавливает будущий прогресс философии.

Что касается внешних условий проведения философского исследования, то для их создания требуется минимум материальных и организационных ресурсов. Исходную информацию философ черпает из вдумчивого наблюдения за всем, что происходит вне его и в нем самом,  а также в классических философских текстах. Лучшая «экспериментальная площадка» философа – эта его собственная мысль и слово. Участие в научных собраниях (семинарах, конференциях), публикация трудов, преподавательская практика – хорошее средство для прояснения своей мысли и слова.

 

§ 2. Современная ситуация в отечественной философской науке

На продуктивность современной отечественной философии отрицательно повлиял способ ее бытия, практиковавшийся на протяжении всего советского периода. Возведенная в ранг идеологии, она, с одной стороны, приобрела особую значимость в общественном сознании, с другой – догматизировалась. Догматизм выразился, во-первых, в замкнутости философии в своей отдельной исторической форме – марксизме, во-вторых – в отсутствии свободного, творческого отношения к предмету. Даже теперь, будучи декларативно свободной, отечественная философская мысль неосознанно строит себя по догматизированным схемам марксизма.

§ 3. Диалектическая школа в России

Уже в советское время отечественная философская мысль пыталась преодолеть собственный догматизм. Такие попытки осуществлялись сначала изнутри марксизма. В связи с этой тенденцией наиболее значима деятельность московского философа Э.В. Ильенкова (1924 – 1979) – автора «Диалектической логики» и других работ, оказавших существенное влияние на формирование творческого мышления интеллигенции в 70 – 80-е годы. Ильенков осмысливал диалектику как наиболее продуктивный компонент марксистской философии, с одной стороны, органически связывающий марксизм с историей мировой философской мысли, с другой – делающий марксизм эвристически открытым. Ильенков стоит у истоков современной отечественной диалектической школы.

Следующим шагом в развитии школы явилось освобождение диалектики от ограничений марксизма, сопряжение ее со всем историко-философским процессом и осмысление в аутентичной форме – в форме гегелевской философской системы. Эта работа была проделана ленинградскими философами. Центром работы стал философский факультет Ленинградского государственного университета. В 80-е годы научную и преподавательскую деятельность на факультете вел Е.С. Линьков, вокруг которого сформировался круг в основном молодых исследователей, работающих в направлении всеобщего диалектического метода, среди которых был и автор этих строк. Сегодня многие из них, имеющие кандидатские и докторские ученые степени, работают на философских кафедрах отечественных и зарубежных вузов. Например, автор в русле традиции школы поддерживает связи с преподавателями кафедры истории философии Санкт-Петербургского государственного университета,  кафедры философии Санкт-Петербургского отделения РАН, кафедры культурологии Санкт-Петербургского университета МВД, кафедры философии Харьковского авиационного института и др.

 

§ 4. Понятие диалектического метода

Приведем основные положения диалектического метода: разумность присуща миру; мир существует способом самосовершенствования – развития; в развитии сущее проходит через самоотрицание (противоречие); природа, будучи потенциально духовна, имеет результатом своего развития действительный дух; дух, являясь сущностью человека, развивает себя в человеческом бытии (в индивиде, в обществе, в культуре); смысл развития духа – осознание себя в свободе; научная мысль – высшая форма культуры и бытия в целом, – постигая сущее и саму себя, структурируется как развивающаяся.

 

§ 5. Актуальные проблемы диалектики

Всеобщий диалектический метод, разработанный философией Гегеля, требует переосмысления, во-первых, в связи с радикальными изменениями, произошедшими в социокультурном бытии человечества за два последних столетия, во-вторых, в связи с качественным прогрессом наук, в-третьих, в связи с открытием в XX веке (прежде всего, Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером) новых проблем и методов в самой философии.

 

II. АВТОРСКАЯ РАБОТА В НАПРАВЛЕНИИ ВСЕОБЩЕГО ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА

 

§ 6. Развитие метода как такового

Для разработки диалектического метода важным является сопряжение его с историко-философским процессом, результатом которого он и является. Эту задачу автор решал в кандидатской диссертации по теме «Тотальность историко-философского процесса», которую защитил на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета в 1995 году.

Развивая идеи кандидатской диссертации, автор пришел к необходимости выработать в рамках диалектики специфический подход к истории философии – феноменологический, что предопределило тему докторской диссертации: «Феноменология истории философии». В настоящее время ведется работа над текстом первой главы диссертации. Возможно, материал первой главы будет трансформирован и в монографию.

 

§ 7. Всеобщий диалектический метод в отдельных сферах сущего

Диалектический метод познает и отдельные сферы сущего: природу, индивида, общество, культуру. Работая в этих сферах, он не только раскрывает их суть, но и совершенствуется в своей всеобщности. Поэтому, помимо указанного в § 6 универсального исследования, автор проводи и частные философские исследования, в ряде случаев связанные со спецификой ВИПЭ МЮ РФ. К предметам частных исследований автора относятся: мировой социокультурный процесс, образование, право, идейно-психологические и социологические аспекты преступления и наказания.

 

§ 8. Осмысление мирового социокультурного процесса

Кризис советского общества побудил автора к поиску смысла социалистического периода отечественной истории, а это, в свою очередь, потребовало раскрыть логику мирового социокультурного процесса. Всеобщий диалектический метод пришел на смену уже не удовлетворявшего марксистского понимания истории. Первые выводы своего исследования автор изложил в статье «Россия на кресте: опыт преодоления истории» (Логос: Санкт- Петербургские чтения по философии культуры. Кн.2. СПб 1992.).

Исследование позволило выработать целостное представление о мировом социокультурном процессе, который был интерпретирован как диалектика культурно-исторических типов. Эта идея легла в основу курса культурологии, разработанного на кафедре гуманитарных наук ВИПЭ МЮ РФ авторским коллективом (Авксентьевский И.И., Фивейская Л.В.). В настоящее время этот курс, обеспеченный методическими материалами, реализуется в учебном процессе. К курсу составлена хрестоматия, первая часть которой находится в издательском процессе в ОНиРИО. Свои культурологические идеи автор изложил в статье «Культура и ее первоисточники», являющейся вступлением в хрестоматию.

 

§ 9. Философия образования

Следующим предметом философского исследования явилась сфера профессиональной деятельности автора – образование. Исследование началось в 1994 году в ходе работы над «Концепцией построения гимназии гуманитарно-эстетического типа». Работа была инициирована одним из инновационных учебных заведений г. Вологды. Автор осуществлял идейное руководство коллективом разработчиков. В вводной части  концепции  автор построил диалектическую модель образования, сводящуюся к методологической схеме игра – закон – творчество, разработал ряд образовательных принципов: принцип корреляции образовательного и историко-культурного процессов, принцип «развивающего дискомфорта» и др. Концепция получила позитивную оценку на Всероссийском конкурсе инновационных учебных заведений и была опубликована Вологодским государственным педагогическим университетом (Система обучения и воспитания в гимназии гуманитарно-эстетического типа. – Вологда, 1996.).

Кризис современной отечественной философии охватил и философскую пропедевтику, что побудило автора к переосмыслению сложившейся практики преподавания философии в вузах. Результатом явилась «Концепция преподавания философии в вузе МВД», разработанная в 1998 году.  В концепции дан анализ современной философии, как момента общественного сознания, и ее пропедевтической  формы, рассмотрена связь философии с юриспруденцией, осмыслены задачи преподавания философии с учетом специфики силовой правоохранительной деятельности, разработаны методологические принципы преподавания философии вообще и в правоохранительном вузе в частности, дан проект курса философии. На основании концепции на кафедре разработан курс философии с соответствующим учебно-методическим обеспечением. Курс реализуется в учебном процессе. Кратко идеи концепции изложены в выступлении «Философия как ценностно-методологический синтез образования», тезисы которого публикуются в сборнике материалов конференции «Проблемы совершенствования подготовки кадров...», прошедшей в ВИПЭ МЮ РФ в 2000 году.

 

§ 10. Философия права

Радикальное изменение правосознания (и законодательства) российского общества и профессиональная определенность вуза, в котором работает автор, мотивировали его философский интерес к сфере права. Предельная задача исследования в этой области – построить диалектическую систему права, проясняющую смысл современного законодательства и особенно его уголовной и уголовно-исполнительной сфер. Свои философско-правовые идеи автор изложил в ряде публикаций. (Философские основания современного правосознания: историко-философский аспект //Человек – Философия Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4. – СПб., 1997; Тотальность права как принцип формирования сознания сотрудника правоохранительных органов //Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью и наркобизнесом: Материалы международной научно практической конференции. – СПб., 1997; Введение в философию преступления и наказания //Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс: Материалы международной научно практической конференции. – СПб., 1998.) Эти идеи легли в основу курса философии права, вошедшего, как раздел, в общий курс философии, читаемый в ВИПЭ МЮ РФ.

 

§ 11. Исследования на пересечении областей научных знаний

При познании ряда явлений оказывается продуктивным комплексный подход – подход, соединяющий исследования разных наук. При этом философия как универсальная наука выступает методологией такого соединения. Автор осуществил этот подход в познании феноменов преступления и наказания.

Первое комплексное исследование, соединяющее на базе философии литературоведение, криминологию, психологию и социологию, – «Криминально-пенитенциарная тема в художественной литературе». Первым результатом явилась публикация «Криминальная тема у Ф.М. Достоевского: методология исследования» (Философия преступления: Материалы конференции. – СПб., 1997.). В 1999 году в ВИПЭ МЮ РФ был проведен научно-практический семинар «Пенитенциарная тема в русской художественной литературе», материалы которого готовятся к изданию.

Второе комплексное исследование, синтезирующее религиоведение, криминологию, пенитенциарную психологию и педагогику, – «Религия в процессе исполнения наказания». Это исследование, проведенное авторским коллективом (Авксентьевский И.И., Фивейская Л.В.), потребовало сбора эмпирического материала в учреждениях Вологодского УИН. Результатом явилась статья в «Сборнике научных трудов института» (Вологда, 2000 г.). В статье религия рассматривается как идейный фактор в диалектике исправления преступника.

 

§ 12. Философия психологии как перспективное направление

Открытие в институте специальности «Психология» стимулирует автора к исследованию души на методологической основе всеобщей диалектики – в горизонте диалектики субъективного духа.

 

Авксентьевский И. И. Всеобщий диалектический метод как направление научного исследования

Научно-исследовательская деятельность ВИПЭ Минюста России: направления, опыт, перспективы: Сборник статей /Вологодский институт права и экономики Минюста России.– Вологда, 2000. С. 43 – 47.

К началу страницы