Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО ФИЛОСОФИЯ КАК ЦЕННОСТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ФИЛОСОФИЯ  КАК  ЦЕННОСТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ  СИНТЕЗ  ОБРАЗОВАНИЯ

Тезисы (2000)

 

Всякое знание – сколь бы специализированным оно ни было, сколь бы оно ни ориентировалось на решение практических задач – действительно только в универсальном горизонте миропонимания. Причем, степень действительности этого знания зависит от степени осмысленности упомянутого универсального горизонта. Осмысленность своего универсального горизонта миропонимания выражается термином “мировоззрение”. Иными словами, частное знание рождается и развивается в сфере общего знания. Вот почему профессиональное образование, с одной стороны, следует за общим в последовательности образовательных программ, с другой – включает в себя общее как необходимый компонент. Какой бы сферой сущего ни занимался учащийся, он одновременно занимается и всем сущим. Таково требование Госстандарта, предписывающее в рамках любой образовательной специальности предметно обращаться к сущему и духовному (гуманитарные дисциплины), и природному (естественные дисциплины), и духовно-природному (технические дисциплины).

Однако все сущее в образовательном процессе непосредственно выступает как механическое “все” в сумме предметно различенных дисциплин. Такая всеобщность еще не дает осмысленности универсального горизонта понимания, хотя и является ее необходимой предпосылкой. Значит, среди дисциплин должна быть такая, которая имела бы своей задачей возведение этой механической, стихийной целостности в осмысленное единство – в мировоззрение.

Осмысливая универсальный горизонт понимания сущего (мировоззренческий принцип), философия высвечивает в этом горизонте место всякого значимого сущего, в том числе и больше всего – профессионально избранного. Но более  важно, что она высвечивает путь, каким мысль учащегося овладевающе движется через все роды сущего. Осмысление пути буквально означает – “методология”. И философия, таким образом, выполняя указанную задачу, является методологическим синтезом образования.

Освоение знаний, умений и навыков в отношении избранного предмета (т.е. овладение определенным сущим) в осмысленности универсального горизонта миропонимания – это только одна задача профессионального образования. Другая задача – обращение к профессиональному призванию, вовлечение учащегося в такое отношение к избранному предмету, в котором предмет стал бы свободным делом его жизни. Но для каждого человека свободным делом жизни может быть только то, что в корне затрагивает его существо, затрагивает настолько, что становится неотъемлемым от его существа. Следовательно, превращение предмета в свободное дело жизни есть процесс интериоризации предмета. Интериоризированный предмет – уже не просто предмет познания или деятельности, он является ценностью (имеет значение цели, а не средства).

Процесс обращения учащегося к призванию осуществляется всей совокупностью учебных дисциплин и воспитывающих отношений. Однако только философия делает для учащегося степень его обращенности к призванию предельно проясненной. Ибо только она размыкает для учащегося универсальный горизонт его собственного бытия (меру его человеческого достоинства) и в этом горизонте демонстрирует неизбежность быть профессионально призванным. А это значит, что философия является ценностным синтезом образования.

Подведем итог. Философия размыкает два соответствующих друг другу образовательных горизонта: универсальный горизонт понимания сущего (мира) и универсальный горизонт собственного бытия человека. В первом горизонте учащемуся дается знание о его профессиональном предмете,– дается через осмысление своего познавательного пути в сущем – через методологию. Во втором горизонте учащемуся дается призванность к профессиональному предмету,– дается через осмысление своего предельного самоосуществления – самоосуществления, в котором все становится ценностью. Таким образом, философия есть ценностно-методологический синтез образования.

Из этой общей установки выводится значимость философии для определенного профессионального образования, например, для юридического. Профессиональным предметом здесь является право.

В первом горизонте философия определяет место права в системе сущего и следом выявляет особенность движения познающей мысли в правовом предмете. Право высвечивается как форма общественных отношений, в которой эти последние, во-первых, осознают себя в определении объективной свободы, во-вторых, к объективной свободе себя приводят. Право таким образом укореняется в сущем, представляя собой наличное (объективное) бытие свободы, при том что свобода является сущностью духа, а дух – смыслом сущего в целом. Отсюда проясняется и метод. Мысль движется в правовом предмете способом удостоверения. В праве в целом и в каждой его сфере она удостоверяет объективность свободой и свободу объективностью, объективную свободу – осознанностью, осознанность – возможностью приведения неправового к правовому.

Во втором горизонте философия демонстрирует, как призвание быть юристом исходит из достоинства быть человеком. Мое достоинство, моя предельная ценность есть свобода, а объективность есть ее существенный момент. Призванный к осуществлению объективной свободы, я, таким образом, призван к своему собственному, а не чуждому мне предмету, и право есть для меня ценность.

 

Авксентьевский И. И. Философия как ценностно-методологический синтез образования

Проблемы совершенствования подготовки кадров и развития научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях УИС Минюста России: Сборник материалов межвузовской конференции. Ч. 2. /Вологодский институт права и экономики Минюста России.– Вологда, 2000. С. 3 – 5.

К началу страницы