Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

 

ВОЛОГОДСКИЙ  ИНСТИТУТ  ПРАВА  И  ЭКОНОМИКИ
МИНЮСТА РОССИИ

 

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  БЫТИЯ

Научный семинар 

Программа

 

Вологда

2000 - 2001

 

 

ПРОБЛЕМА «СРЕДНЕГО» ЧЕЛОВЕКА
По работе Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»

 

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ  ОБРАЗА  ХРИСТА
В  КУЛЬТУРЕ  XIXXX  ВЕКОВ

 

ИДЕЯ  КОММУНИЗМА
В  МИРОВОМ  СОЦИОКУЛЬТУРНОМ  ПРОЦЕССЕ

 

НАУКА  КАК  ФАКТОР  СОВРЕМЕННОЙ  КУЛЬТУРЫ
На материале работы К. Ясперса «Истоки истории и ее цель»

 

 

Заседание I. Декабрь 2000 

ПРОБЛЕМА «СРЕДНЕГО» ЧЕЛОВЕКА

По работе Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»

 

ВОПРОСЫ  СЕМИНАРА 

1. Факторы современной эпохи

1.1 Скученность (гл. I).

Понятие массы. Изменение положения масс в современном мире. Массовость и посредственность. Масса и меньшинство (элита). Масса и социальные группы.

1.2 Либеральная демократия (гл. II, V, VIII).

Понятие либеральной демократии. Равенство прав (права человека) и  масса. Образ «господина своей судьбы».

1.3 Рост жизненных возможностей (гл. II, IV, VI).

Мир как сфера возможного. Расширение мирового горизонта современной наукой и техникой. Направления роста жизненных потенций. Конфликт возможного и актуального (неудовлетворенность эпохи).

1.4 Характер современного образования (гл. V, VIII).

Образование как приобщение к культуре. Влияние демографического взрыва на характер образования. Массовость и поверхностность образования.

1.5 Временное самосознание эпохи (гл. III, IV).

Временное самосознание XIX века. XX век – эпоха «полноты времен». Отношение самосознания XX века к предыдущим эпохам. 

2. Феномен человека массы.

2.1 Человек массы как самодовольный потребитель (гл. VI, VIII, XI).

2.2 Отношение человека массы к нормам (гл. VII, XV).

Значение норм (принципов, авторитетов) в социокультурном бытии человека. Отношение человека массы и человека элиты к нормам. Удовольствие и долг. Почему раньше массы следовали нормам?

2.3 «Идеи» человека массы (гл. VIII).

В чем состояла идейная жизнь массы в прежние эпохи? Каков источник и изначальное содержание «идей» человека массы? «Собственное мнение». Отношение человека массы к своим «идеям».

2.4 Человек массы и власть (гл. V, VIII, X, XIII).

Установка на насилие («прямое действие»). Историческая роль буржуазии в создании современного государства. Государство как орудие подавления творческого меньшинства. Этатизм. Несоответствие власти сложности проблем современного бытия. Отсутствие у власти исторической ретроспективы и исторического проекта.

 2.5 Отношение человека массы к науке и технике (гл. IX, XII).

Двойственность отношения массы к науке и технике.  Неблагоприятный прогноз для науки и техники. «Варварство специализации». 

3. Нации в эпоху восстания масс.

3.1 Понятие нации (гл XIV, 6 – 8).

Внешняя и внутренняя определенность нации. Отличие новейших наций от античных народов. Нация и масса.

3.2 Современное бытие наций (гл. XIV, 1 – 5, 9; XV).

Историческое лидерство Европы. Современное состояние Европы. Мир в ситуации «заката Европы». Европа и США. Европа и Советская Россия.

3.3 Перспектива развития Европы  (гл. XIII; XIV, 9).

Философия как развивающий фактор. Идея единой Европы.

 

 

 

Заседание II. Февраль 2001 

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ  ОБРАЗА  ХРИСТА
В  КУЛЬТУРЕ  XIXXX  ВЕКОВ

 

ВОПРОСЫ  СЕМИНАРА  И  ЛИТЕРАТУРА 

1. Философская рефлексия образа Христа 

Гегель Г.В.Ф. Жизнь Иисуса  // Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах: Т.1.– М., 1979.

Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов.– М., 1989. (Или в издании: Ницше Ф. Сочинения в 2 т: Т. 2.– М., 1990.)

 

2. Переосмысление образа Христа в художественной литературе 

Художественные произведения

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман. Ч. 2. Кн. 5. Гл. V «Великий инквизитор».

Андреев Л. Иуда Искариот: Рассказ.

Булгаков М. Мастер и Маргарита: Роман.

Казандзакис Н. Последнее искушение Христа:[Роман].– СПб., 1998. 

Литературная критика

Кротов Я. Христос под пером // Иностранная литература.– 1998.– № 5.– С. 242–253.

Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли.– М., 1990.

Мень А. Новозаветные темы в зарубежной литературе XIXXX веков // Иностранная литература.– 1991.– № 3.

 

Каждому участнику семинара предлагается подготовить сообщение на материале одного из указанных авторов. При подготовке сообщения просим учесть следующие вопросы:

Чем интерпретация образа Христа у данного автора отличается от традиционной (евангельской)?

Какую существенную тенденцию в понимании человека современной культурой эта интерпретация представляет?

 

 

Заседание III. Апрель 2001

 ИДЕЯ  КОММУНИЗМА
В  МИРОВОМ  СОЦИОКУЛЬТУРНОМ  ПРОЦЕССЕ

 

ВОПРОСЫ  СЕМИНАРА 

1. Марксизм как теория коммунизма. (См. источники 1-4.)

1.1. Марксистское понимание общества.

Маркс о сущности человеческого бытия. Общественное бытие и общественное сознание (базис и надстройка). Производительные силы и производственные отношения. Общественное разделение труда. Собственность и классы. Государство как орудие господствующего класса. Всемирная история как смена общественно-экономических формаций. Понятие революции.

1.2. Марксистская критика капиталистического общества.

Понятие «антагонистической формации». Отчуждение человеческих сил. Противоречие частного и общего. Капиталистическая формация как  завершающий этап «предыстории». Понятие капитала. Противоречие труда и капитала. Тенденция развития капитала. Право и идеология в капиталистической формации.

1.3. Идея коммунизма у Маркса.

Коммунизм как снятие отчуждения. Предпосылки коммунизма в капиталистической формации. Пролетариат как историческая сила коммунизма. Интернациональный характер коммунизма.

 

2. Коммунизм в истории России. (См. источник 5.)

2.2. Социокультурное развитие досоветской России: формирование предпосылок коммунизма.

2.3. Ленинский поворот в теории и практике коммунизма.

2.4. Реальность коммунистической идеи в бытии СССР.

 

3. Значение идеи коммунизма и исторического опыта Советской России. (См. источники 6-7.)

 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Маркс К. и  Энгельс Ф. Немецкая идеология. Т. 1. Фейербах. Ч. 1 (§ 2, 3, 4); Ч. 2 (§ 1, 3, 4, 5, 6, 7) // Избр. соч.: В 10 т.– М., 1985.– Т. 2.– С. 14-22, 25-38.

2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К. Энгельс Ф. Избр. соч.: В 10 т.– М., 1986.– Т. 4.– С. 136-140.

3. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии (Ч. 1, 2).– М., 1989.– С. 23-47.

4. Ленин В. И. Карл Маркс: Краткий биографический очерк с изложением марксизма // Избр. соч.: В 10 т.– М., 1985.– Т. 6.– С. 177-212.

5. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма // Культурология: Хрестоматия.– Вологда: ВИПЭ Минюста РФ, 2001.

6. Сумин О. О месте славян во всемирной истории // Сумин О. Гегель как судьба России.– София, 1997.– С. 237-249.

7. Авксентьевский И. И. Россия на кресте: Опыт преодоления истории //Логос: Санкт-Петербургские чтения по философии культуры: Кн.2.– СПб.: СПбГУ, 1992.

 


Заседание IV. Май 2001

НАУКА  КАК  ФАКТОР  СОВРЕМЕННОЙ  КУЛЬТУРЫ

На материале работы К. Ясперса «Истоки истории и ее цель»

 

 ИДЕЯ СЕМИНАРА 

Начиная с XVII века наука становится решающим фактором духовного развития человека. Возникшая на основе науки техника радикально меняет отношение человека к миру и самому себе, создает новый строй цивилизации – технократический. В новых социокультурных условиях силы человека сколь возрастают, столь и отчуждаются от него. Первая задача семинара – осмыслить этот исторический поворот, опираясь на работу выдающегося философа XX века К. Ясперса.

Наука, породившая технократический мир, сама попадает под его законы и начинает функционировать превратным образом. Вторая задача семинара – вскрыть отдельные тенденции в современном научном процессе, связанные с технократизацией мысли.

 

ВОПРОСЫ  СЕМИНАРА

1. Современная наука.

1.1. Характеристика современной науки.

Раскройте основные признаки науки: методичность, достоверность, общезначимость.

Раскройте особенности современной науки: универсальность, незавершенность, систематичность. Почему современной науке «не доступен космос бытия»? Какие категории (проблемы) Ясперс считает самыми фундаментальными в современной науке?

Какие  мотивы движут наукой?

 1.2. Исторические предпосылки современной науки

Определите основные этапы развития науки. Каковы основные отличия современной науки от греческой? Какие христианские идеи предопределили основные установки современной науки?

1.3. Обыденное отношение к науке.

 

2.  Технократическая цивилизация.

2.1. Техника.

Определите цель и общие признаки техники. Каковы основные способы отношения человека к технике? В чем состоит главная опасность технизации человеческого бытия?

В чем суть «великого исторического перелома» в развитии техники»?

Укажите три основные фактора, определяющие современную технику.

2.2. Труд.

Определите цель и общие признаки труда. Какой характер приобрел труд в условиях тотальной технизации? Какой аспект труда предан забвению?

2.3. Оценка современной ситуации.

В чем выражено отчуждение труда в современном мире и какова перспектива снятия отчуждения?

Какие перспективы развития открыла человеку современная техника? В чем состоит принципиальная ограниченность техники? В чем суть «технического» мышления. Покажите, что все сферы бытия современного человека строятся по техническому принципу. В чем Ясперс видит задачу философии в сложившейся ситуации?

Что Ясперс называет «реальным единством людей на земле» и как его оценивает? Что Ясперс понимает под «массовой» организацией общества и как связывает ее с технократизацией? Каков исторический выход из ситуации?

 

3. Технократизация науки.

Основываясь на анализе современного мира, данном Ясперсом, попробуйте самостоятельно раскрыть следующие феномены в ближней нам социокультурной среде:

1.      Дезинтегрированность научного знания.

2.      Преобладание в науке эмпирического компонента над теоретико-спекулятивным, компилятивно-описательного – над эвристическим.

3.      Распространенность математических, анкетно-статистических методик  в гуманитарных науках.

4.      Ориентация науки на получение ближайших практических результатов.

5.      Бюрократизация научного процесса.

 

ЛИТЕРАТУРА 

Из книги К. Ясперса «Истоки истории и ее цель» // Культурология: Хрестоматия.– Вологда: ВИПЭ Минюста РФ, 2001.

 (См. также раздел «Тексты рационалистического типа культуры» во вступительной статье хрестоматии.)