Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО КЛАССИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ И ТЕКСТЫ В КУРСЕ ФИЛОСОФИИ

О книге

Оглавление

Назад Далее

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В своем непосредственном бытии человек действует как живое существо. Своей телесностью он связан с природой, вписан в систему ее связей. Но человек – больше чем природа. Его собственным, существенным началом является дух. Дух проявляется в человеке как мышление и воля. Человек открывает и развивает в себе дух, отличая его от природы и соизмеряя с ней. Человек стремится понять и освоить природные и духовные процессы, выявить универсальные связи бытия, одухотворить природу и в конечном итоге сделать свое обитание в мире разумным и свободным.

Предпосылки
философии

Высшими формами освоения мира являются искусство, религия и наука – формы культуры. Эти формы исторически возникли из мифологии – зачаточного синкретического (неразличенного) вида духовного творчества. Мифология открывает человеку, что в случайных, единичных чувственных событиях мира есть определенная связь. В природности этих событий проявляется и нечто духовное – чудесное.

Искусство упорядочивает многообразный чувственный материал по закону духа, придавая этому материалу форму красоты. Красота – это чувственная явленность мирового разума, это дух, нашедший гармонию с природой и выразивший себя природными средствами.

В религии дух отличает мировой разум от чувственной формы и возвышает его над миром. Такой бесконечный духовный разум, творящий мир и управляющий им, называется Богом. Этот разум настолько впечатляет своим величием, что человек в сравнении с ним осознает себя только конечным духовным существом. Человек не осмеливается мыслить и реализовывать волей этот разум во всей бесконечности. Он относится к Богу непосредственным образом – верой.

Только в науке мысль и воля человека выступают в своей бесконечной мощи. Для науки разум перестает быть отчужденной от мира сущностью. Наука познает и реализует этот разум как мировой закон. Наука раскрывает закон свободным понятийным мышлением – мышлением, которое само себя обосновывает. Математика раскрывает универсальную связь сущего во внешних, абстрактных количественных определениях. Частные науки о природе и духе познают мир в его отдельных, качественно различенных сферах.

Понятие
философии

Философия сводит предметное многообразие частных наук в единство. Она, однако, не ограничивается абстрактной количественной стороной единства, как это делает математика. Всеобщий закон мироздания мыслится в философии и сам по себе, и в его конкретных проявлениях. Философия показывает, как бытие различается в качественно определенные сферы природы и духа и вновь приходит к единству в конкретной связи этих сфер. Размышляя о сущем, философия обращает внимание на саму себя. Ее интересует, как сущее открывается мысли, как оно познается. Философия структурно включает в себя  учение о бытии – онтологию – и учение о познании – гносеологию.

 Понятие
истории
философии

Современная философия есть результат своего исторического развития. Философские учения встречаются в культуре Древней Индии и Древнего Китая. Однако появившаяся на Древнем Востоке философская мысль не находит продолжения. Мировой историко-философский процесс начинается в Древней Греции в VI веке до н.э. В этом процессе каждое учение является результатом осмысления предыдущего и исходным пунктом для дальнейшего развития философии. Философские учения различаются и даже противополагаются друг другу, но все они – необходимые моменты становления философской мысли.

Зрелая философская мысль сохраняет в себе все идеи, выработанные предшественниками. Она не хранит эти идеи как музейные экспонаты, кичась многознанием, а перерабатывает их: освобождает от исторически ограниченной формы выражения, приводит в системную связь. Они становятся ее собственным содержанием – моментами ее логики[1].

История философии
в учебном курсе

Индивид, осваивая развитую форму духа, должен повторить в себе весь путь, который дух прошел в своем историческом развитии. Вот почему изучение современной философии невозможно без изучения истории философии. Историко-философский материал не предшествует основному курсу философии, а входит в него. В процессе изучения философии мысль движется логическим путем, переходя от проблемы к проблеме, от одной предметной области к другой. Но каждая проблема, каждая предметная область осваивается в связи с определенным классическим философским учением. Классическими называются учения, составляющие значимые моменты в истории философии, – такие моменты, без которых современная философия не состоялась бы и без которых ее невозможно понять. Тексты, в которых эти учения выражены, – лучшие учебные пособия.

Онтология
и гносеология

В своем историческом развитии (и соответственно в учебном курсе) философия сначала выступает как онтология. Философ строит модель бытия. Первоначальная онтологическая мысль еще не разделяет в сущем дух и природу и мыслит бытие в категориях последней. Такая модель мира называется натурфилософской. Далее философия отличает дух от природы и ставит его над ней, как совершенное бытие над несовершенным. Так философия становится метафизикой. Этот абсолютный дух, противопоставленный и природе, и конечному духу человека, лишается творческой энергии. Диалектическая модель мира вновь приводит сущее в единство. В этой модели природа, конечный и абсолютный дух – моменты развития бытия, тождественного разуму и движимого собственным противоречием.

Натурфилософия господствует на раннем этапе развития греческой мысли. Начиная с Сократа и Платона определяющей формой философии становится метафизика, преобладая и в средневековой теологии, и в философии Нового времени до XVIII века. Лишь в начале XIX века появляется диалектика.

Гносеологическая тематика, до середины II тысячелетия лишь примыкавшая к онтологической, выходит на первый план в философии Нового времени. Гносеология развивается в противоборстве эмпиризма и рационализма. Эмпиризм обосновывает познание опытом, рационализм – внутренней рефлексией мысли. Кант в своей критической философии пытается согласовать эти противоположные направления. Удается это сделать только Гегелю в диалектической теории познания. В диалектике онтология и гносеология достигают вершины своего развития и соединяются. Их единство – диалектический метод.



[1] В «Лекциях по истории философии» Гегель писал: «В истории философии мы не имеем дела с тем, что прешло и исчезло. Содержание этой истории представляет собою научные продукты разума, а последние не суть нечто преходящее. Добытое на этом поприще есть истина, а последняя вечна, не есть нечто такое, что существовало в одно время и перестало существовать в другое; она истинна вне всякого времени; поскольку же она во времени, она всегда и во всякое время истинна. Тела духов, являющихся героями этой истории, земная жизнь и внешние судьбы философов действительно отошли в прошлое; но их творения, мысли, не последовали за ними, ибо разумное содержание их творений не выдумано ими. Подвиг этих героев состоит лишь в том, что они из глубин духа извлекают то, что само по себе разумно, и переносят его в сознание, в знание, в которых оно сначала содержалось лишь как внутренняя сущность, – их подвиг есть процесс последовательного пробуждения <духа>. Эти подвиги не только помещены поэтому в храме воспоминаний, как образы прошлого, а они и теперь столь же наличны, столь же живы, как во время своего первого появления. Эти действия и творения не были упразднены и разрушены последующими, и мы теперь пребываем в их сфере. Элементом, в котором они сохраняются, не являются ни холст, ни мрамор, ни бумага, ни представления и воспоминания (все это – элементы, которые сами преходящи или представляют собою почву для преходящего), а мысль, понятие, непреходящая сущность духа. Приобретения мышления, как впечатленные в мышлении, составляют само бытие духа. Эти познания именно поэтому не представляют собою многоученость, познание умершего, похороненного и истлевшего. История философии имеет своим предметом нестареющееся, продолжающее свою жизнь».