Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО КЛАССИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ И ТЕКСТЫ В КУРСЕ ФИЛОСОФИИ

О книге

Оглавление

Назад Далее

 

ТЕМА I

НАТУРФИЛОСОФСКАЯ  МОДЕЛЬ  МИРА

Мир непосредственно дан человеку как бесконечное множество различных изменяющихся вещей. Задача философии – свести это множество в единство, выявить неизменную причину всего существующего, найти первооснову мира. Первыми эту задачу решали греческие натурфилософы. Они еще не отличали дух от природы, и мир мыслился ими в понятиях природы. Открываемая ими первооснова, следовательно, также имела природный характер.

Натурфилософская мысль в своем развитии (VIV  в. до н. э.) выработала четыре основных учения: учение Милетской школы о первовеществе, учение Гераклита о становлении (изменчивости мира), учение Элейской школы о едином и неизменном бытии, учение Демокрита об атомах как элементах всего существующего. Проследим логику развития мысли от учения к учению.

Учение
Милетской школы
о первовеществе

Замечая, что любое вещество является чем-то более универсальным и устойчивым, чем вещи, которые сделаны из этого вещества, философы Милетской школы выработали понятие о первовеществе, из которого сделаны все вещи в мире. Будучи единым, оно в то же время пребывает во всем множестве вещей. Вещи происходят из первовещества и, уничтожаясь, в него вновь превращаются. Оно же вечно.

Фалес

Древняя культура выработала представление о четырех веществах (стихиях), которые составляют мир: земля, вода, воздух, огонь. Фалес, первый греческий философ, заметил, что вода присутствует во всех вещах, легко меняет внешнюю форму и состояние, и выбрал ее в качестве первовещества.

Анаксимандр

Анаксимандр, ученик Фалеса, размышляя над идеей учителя, понял, что первовещество не может быть ни водой, ни какой-либо другой из четырех стихий. Свойства одной стихии противоположны свойствам другой, и поэтому в мире стихии борются друг с другом (тяжелая земля с легким воздухом, холодная вода с горячим огнем и т.д.). Если бы одна из стихий была первоосновой, то она не позволила бы другим возникнуть из себя. Следовательно, рассуждал философ, у первовещества не должно быть определенных свойств. Первовещество – это апейрон (по-гречески значит – неопределенное).

Анаксимен

Но как из неопределенного может возникнуть нечто определенное (стихии, а затем вещи с определенными свойствами)? Этот вопрос поставил третий философ из Милета – Анаксимен. У первовещества должно быть такое свойство, которое, изменяясь, могло бы порождать свойства любой из четырех стихий. Это свойство – способность сгущаться и разрежаться. Поскольку это свойство в чувственном мире более выражено у воздуха, то Анаксимен назвал первовещество воздухом, но не обычным, а неопределенным. Этот первовоздух называется неопределенным потому, что у него отсутствуют те определенные свойства, по которым обычный воздух отличается от  земли, воды, огня и соперничает с ними. Сгущаясь и разрежаясь, первовоздух образует каждую из четырех стихий.

Учение Гераклита
о становлении

Но является ли первовещество, о котором учит Милетская школа, таким фундаментальным, как кажется? Сомнение в этом возникло у Гераклита, жившего в городе Эфесе. Превращаясь в различные вещи, первовещество так же, как и эти вещи, находится в постоянном изменении. Но в изменении нечто непрерывно становится чем-то другим: одно состояние уходит в небытие, а другое обретает бытие. Но это другое бытие также уходит в небытие, уступая место новому бытию. Ничто в мире не существует, а только движется между существованием и несуществованием – находится в становлении. И мир в целом есть это вечное становление, вечное мерцание бытия и небытия, проходящее в борьбе противоположных сил, каждая из которых также непрерывно изменяется. Мир подобен  огню, горящему сжиганием себя. Это – всеобщий закон (Логос) мира.

Учение
Элейской школы
о бытии

Но существует ли такой мир, о котором учит Гераклит? Казалось бы, повседневный опыт подтверждает учение Гераклита: гераклитовский мир проходит перед нашими чувствами в потоке времени. Но философы, жившие в городе Элея, как раз и поставили под сомнение истинность нашего чувственного представления о мире.

Парменид

Парменид – главный представитель Элейской школы – отнес все чувственное знание к области видимости, кажимости. Что из себя представляет мир на самом деле, можно решить только умом. Чувства говорят, что в мире есть и бытие, и небытие. Парменид, проверив это чувственное утверждение разумом, обнаружил в нем противоречие. В утверждении говорится, что небытие существует. Но ведь о том, чего нет (т. е. о небытии), нельзя говорить, что оно есть. Значит мы должны мыслить в мире только бытие. Но каким тогда будет мыслиться мир?

Во-первых, исчезнет множественность вещей. Действительно, для того чтобы вещей было много, они должны отделяться друг от друга, т.е. между ними должно быть небытие. Но небытия нет, поэтому раздельность вещей – это только видимость, а поистине есть только одна вещь – бытие.

Во-вторых, исчезнет всякое изменение. Действительно, чтобы мир изменился, его старое состояние должно уйти в небытие (в прошлое), а новое прийти из небытия (из будущего). Но небытия нет. Поэтому изменение мира – только видимость, а поистине – он неизменен, неподвижен.

Мир есть единое, однородное, вечное, неизменное, неподвижное бытие. Конечно, такая модель мира противоречит чувственным восприятиям, но зато она не противоречит разуму, а только разум может устанавливать истину.

Аргументы Зенона

Зенон, ученик Парменида, привел новые доказательства парменидовского учения. Известны аргументы Зенона в пользу неподвижности бытия. Если допустить, что бытие подвижно, утверждал Зенон, то наша мысль неминуемо будет путаться в противоречиях, становясь абсурдной, нелогичной. Но то, что нелогично, нельзя принимать за истину. Следовательно, надо признать, что бытие неподвижно. Вот некоторые примеры абсурдности движения, данные Зеноном.

Аргумент «Дихотомия» (дихотомия – деление на два). Если тело движется, то оно за конечное время проходит какой-то путь. Но любой самый малый путь мы можем мысленно делить бесконечное число раз (например, пополам, каждую из половин опять пополам и т.д.). Тогда мы вынуждены утверждать, что тело за конечное время проходит бесконечное множество отрезков, а это абсурдно.

Аргумент «Ахиллес и черепаха». Если тела движутся, то движутся с разной скоростью. Медленное тело (например, черепаха) догоняется быстрым (например, Ахиллесом). Пусть в некоторый момент времени быстрое пустилось вдогонку за медленным. Прежде, чем догнать медленное, быстрому необходимо добраться до той точки, из которой от него стало убегать медленное. Но пока быстрое доберется до этой точки, медленное успеет на какое-то расстояние уйти вперед. Как бы ни было мало это расстояние, на преодоление его быстрому снова понадобится какое-то время. Но за это время медленное опять продвинется вперед. И так до бесконечности. Конечно, расстояние между быстрым и медленным будет сокращаться, но между ними всегда будет оставаться какая-то дистанция. Получается, что быстрое тело никогда не догонит медленное, что абсурдно. 

Аргумент «Стрела». Движущееся тело (например, стрела) в каждый момент времени занимает некоторый объем пространства, т.е. находится в некотором месте – стоит в нем. Но раз все время движения состоит из таких моментов, то получается, что, двигаясь, тело все время стоит, что абсурдно.

Но объявить чувственное знание мнимым – еще не значит объяснить его. Элеаты ушли от ответа на важные вопросы, возникающие в их теории. Если есть только единое неподвижное бытие, то откуда берется та видимость, иллюзорность, которая наполняет наши чувства? Откуда берется наша мысль, которая, двигаясь, доказывает неподвижность бытия?

Учение
Демокрита
об атомах

Демокрит из города Абдеры взял на себя труд согласовать неподвижность постигаемого разумом бытия и подвижность чувственного мира. Мир образуется мельчайшими частицами – атомами (по-гречески atomos – неделимый). У атома различаются внутренняя (умопостигаемая) и внешняя (чувственная) сторона.

Внутри атом един, однороден, неизменяем, т.е. обладает свойствами парменидовского бытия. Внутрь атома мы проникаем только мыслью.

Снаружи атом погружен в небытие (пустоту) и поэтому отделяется от другого атома, отличаясь от него пространственной формой, размером и занимая относительно его определенное местоположение. Внешней стороной атомы входят в нашу чувственность. Но это обнаруживается только тогда, когда атомов много и они соединены друг с другом. Эти скопления большого числа атомов образуют то, что мы называем чувственными вещами.

Различием формы и размера атомов, а также  способностью атомов по-разному соединяться друг с другом объясняется многообразие свойств вещей. Внешней подвижностью атомов объясняется изменчивость вещей. Но внутри себя атом является вечным и неизменным первоначалом всего сущего.

Принцип атома двуедин: он несет в себе и парменидовскую идею неизменного бытия, и гераклитовскую идею изменчивости мира. В теории Демокрита, синтезирующей учения предшественников, натурфилософия достигла своей совершенной формы.

Обнаруживается новый вопрос. Как атомы сами могут образовать мир, в котором есть порядок, гармония, законосообразность, разумность? Ведь атомам, да и всей природе не присущ разум. В поисках разума философская мысль вышла за рамки природы. Из натурфилософии она превратилась в метафизику.

 

Вопросы  и  задания  для  самостоятельной  работы

 

1.Общая характеристика натурфилософии.

В чем состоит сущность натурфилософской модели мира? Каково значение термина «натурфилософия»? Каковы основные характеристики мира, воспринимаемого чувствами (чувственного мира)? Какие проблемы возникают в ходе объяснения этого мира? Какая ключевая идея выдвигается натурфилософией для решения этих проблем? Когда и где исторически возникла натурфилософия? Назовите основные школы и основных представителей натурфилософии.

2. Развитие натурфилософии.

2.1. Учение о первовеществе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Какими свойствами должно обладать первовещество? Что Фалес предложил в качестве первовещества и почему? В чем слабость позиции Фалеса? Раскройте принцип Анаксимандра. Что означает греческий термин «апейрон»?   Почему Анаксимен  вновь выдвинул одну из стихий в качестве первоэлемента? Как он объяснял происхождение вещей из воздуха? В чем состоит ограниченность учения о первовеществе?

2.2. Учение о становлении (Гераклит).

В чем состоит сущность мира с точки зрения Гераклита? Как соотносится бытие и небытие в мировом процессе? Каково значение противоположностей и борьбы в этом процессе? Почему Гераклит дает миру образ огня? Что Гераклит понимает под логосом мира? В чем состоит непоследовательность  учения Гераклита?

2.3. Учение о бытии (Парменид, Зенон).

Изучите отрывок из поэмы Парменида «О природе». Какой метод познания Парменид считает ложным? К какому представлению о мире  этот метод приводит? Каков истинный путь познания? Как Парменид доказывает отсутствие противоположности бытия? Какими свойствами обладает бытие? Как Парменид доказывает наличие этих свойств? Как Парменид объяснял существование чувственного (многообразного, подвижного) мира?

Рассмотрите аргументы Зенона «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела». Попробуйте воспроизвести их. Как связаны эти аргументы с учением Парменида?

В чем состоит ограниченность учения элеатов?

2.4. Учение об атомах (Демокрит).

Что означает греческое слово «атом»? Какими свойствами обладает атом Демокрита? В чем выражено бытие и небытие, единое и многое, постоянное и изменчивое в модели мира Демокрита? Как из атомов возникают вещи, обладающие чувственно воспринимаемыми свойствами? Как Демокрит объяснял многообразие этих свойств? Как с точки зрения Демокрита соотносятся чувственное и умозрительное познание? Покажите, что Демокриту удалось соединить принципы Гераклита и Парменида. Как связаны идеи Демокрита с современной естественнонаучной картиной мира? В чем состоит ограниченность учения Демокрита?

3. Значение и ограниченность натурфилософии.

 

Литература

 

 Фрагменты Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита, Парменида, Зенона, Демокрита в изданиях:

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I.– М.: Наука, 1989.

Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1: Философия древности и средневековья. Ч. 1.– М.: Мысль, 1969.

 Главы о ранних греческих философах в изданиях:

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность.– СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.

Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии.– М.: ВЛАДОС, 1997.