Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО КЛАССИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ И ТЕКСТЫ В КУРСЕ ФИЛОСОФИИ

О книге

Оглавление

Назад Далее

 

ТЕМА III

МЕТАФИЗИКА  ПЛАТОНА

В метафизике мир распадается на сферы совершенного (абсолютного) и несовершенного (относительного) бытия. Первая носит духовный характер, вторая – природный. Первая относится ко второй как сущность к явлению, основание к обоснованному, причина к следствию. Платон, древнегреческий философ, живший в V IV веках до н.э., создает первую метафизическую теорию, в которой определяет форму и содержание абсолютного бытия, источники и порядок возникновения относительного бытия, характер отношения этих двух бытийных сфер друг к другу и место человека в бытии. Поставленные Платоном проблемы, понятия, выработанные им в процессе решения проблем, стали определяющими для всей последующей метафизики, охватывающей зрелую античную мысль, средневековую теологию и начальный этап философии Нового времени вплоть до Канта (XVIII век).

Идея

Совершенное бытие, по Платону, имеет форму идеи. Оно есть мысль, однако не мысль в ее субъективном проявлении – не мыслительная деятельность человеческого индивида. Идея – это сама по себе сущая мысль вне времени и пространства. Идея вечна и неизменна, едина с собой и проста. Будучи совершенным бытием, эта идея содержит возможность стать всяким иным (несовершенным) бытием. Она несет в себе принципы иного бытия. Эти принципы составляют содержание идеи. Поскольку они имеют идейную форму, то идея содержит в себе множество идей. Совершенное бытие поэтому выступает как «мир идей». Первоидея, удерживая в единстве многообразные идеи-принципы и позволяя происходить всякому иному сущему, является благом. Платон и называет ее: идея Блага.

Первоматерия

Но почему возникает иное (несовершенное) сущее? Потому, что вне совершенного бытия есть его полное отрицание – небытие. Небытие понимается как абсолютная множественность, лишенная всякого порядка, всякой формы, – абсолютный хаос. Физическое выражение небытия – пространство, называемое Платоном «хорой». Это пространство имеет значение первоматерии для всякого возникающего сущего. В результате сопряжения идеи и первоматерии появляется несовершенное бытие – бытие овеществленных идей.

Вещь

Что получает вещь от идеи? Идея вносит в вещь принцип – логическую схему, по которой вещь собирает свои многообразные свойства в единство, придающее вещи целесообразность в мире вещественного бытия (в «мире вещей»). Идея есть сущность вещи, закон ее функционирования во взаимосвязи с другими вещами. Определенная идея, сопрягаясь с пространством, порождает по своей логической схеме множество вещей, являющихся как бы ее копиями. Поэтому в бесконечном разнообразии материального мира мы находим у вещей общие признаки, собирая вещи по этим признакам в виды, роды, классы. (Это умственное действие изучает формальная логика.)

Однако вещь – продукт не только идеи, но и материи. От последней вещь приобретает несовершенство. Несовершенство состоит в том, что логическая схема никогда полностью не реализуется в вещи. Многообразные свойства вещи не достигают гармонического единства. Необходимое функционирование вещи оборачивается случайным. Вещь вступает в разлад с собой и с миром вещей в целом. Отсюда неустойчивость бытия вещей. Оно, в противоположность бытию идей, всегда временно и  изменчиво. Не бытие, а только бывание.

Демиург

Но какая сила сопрягает идею и первоматерию? Идея самодостаточна и поэтому безмятежно пребывает в своих пределах. Материя – бессильна по определению, как полная лишенность. Поэтому Платон вынужден ввести в свою теорию бытия еще одно начало – божественную волю (Демиурга), творящую мир из материи по образцу идей.

Человек

Человек в платоновской модели мира занимает уникальное положение. Будучи телесным существом, он погружен в мир вещей. Будучи существом разумным, он имеет доступ к идеям. Путь к идеям – путь познания. Человек, не утруждающий себя познанием, воспринимает только вещи – не саму истину, а лишь ее тень. Не понимая закономерного, он ориентируется на случайное в мире и поэтому терпит неудачу. Познавать истинное бытие (систему идей), преобразовывать свое существование и существование вещественного мира в соответствии с истиной – это, по Платону, назначение человека.

 

Вопросы  и  задания  для  самостоятельной  работы

 

1. Жизнь и произведения Платона.

Составьте краткую биографию Платона. В каком жанре написано большинство произведений Платона? Почему Платон избрал этот жанр?

2. Мир идей как абсолютная метафизическая реальность.

Что такое «идея» в философской модели мира Платона? Каковы свойства идей? Как Платон обосновывает самостоятельное существование идей? Как идеи соотносятся с понятиями человеческого мышления?

Что такое «мир идей»? В какой связи идеи находятся друг с другом? Какова высшая идея и ее функции? Как множественность идей согласуется с единством мира идей? 

3. Мир вещей как сфера конечного бытия.

Что Платон называет вещью? Определите свойства вещей. Как существование вещи связано с ее идеей? Что такое материя? Как существование вещи связано с материей? Как Платон мыслит процесс образования мира вещей в целом? Что такое мировая душа и Демиург?

4. Миф о пещере – образное выражение философии Платона.

 Установите аналогию между образной реальностью мифа и философской моделью мира Платона. Опираясь на сюжет мифа, покажите, как Платон оценивает положение человека в мире вещей и истинное назначение человека.

5. Значение и ограниченность модели мира Платона.

 

Литература

 

●  Главы о Платоне в изданиях:

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность.– СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.

Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии.– М.: ВЛАДОС, 1997.

●  Платон. Государство. Кн.7. Символ пещеры // Собр. соч.: В 4 т.– М.: Мысль, 1994.– Т. 3.