Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО КЛАССИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ И ТЕКСТЫ В КУРСЕ ФИЛОСОФИИ

О книге

Оглавление

Назад Далее

 

ТЕМА  IV

УЧЕНИЕ  О  ДУШЕ  В  ДИАЛОГЕ  ПЛАТОНА «ФЕДОН»

Сократ является главным персонажем большинства произведений Платона, что свидетельствует как о влиянии, оказанном Сократом на Платона, так и о признательности ученика учителю. Однако заслуга разработки метафизической теории остается за Платоном. Поэтому там, где в платоновских диалогах Сократ-персонаж  вещает о мире идей и его отношении с конечным бытием, мы должны слышать голос самого Платона. Так обстоит дело и в «Федоне», где учение о душе разрабатывается в контексте платоновской теории идей.

Проблема
отношения
души и тела

Последняя беседа Сократа с друзьями, запечатленная Платоном в «Федоне», начинается с озадачивающего заявления Сократа о том, что смерть есть благо для философа, поскольку он всю жизнь только и зани­мается смертью и умиранием. Смерть есть отделение души от тела. Ду­ша философа предназначена для познания истины. Тело мешает душе ис­полнять ее назначение. Во-первых, тело не может функционировать без души и постоянно отвлекает душу от познания для обеспечения телесных функций. Во-вторых, тело навязывает душе несовершенный способ познания – познание через органы чувств. Душа настолько позна­ет истину, насколько минимализирует свою связь с телом, насколько обернется от мира телесного, материального к миру духовному, в ко­тором и сокрыта истина. Это прижизненное обращение от материального к духовному Сократ и назвал образно умиранием.

Но только реальная смерть позволяет душе полностью вырваться из телесной тюрьмы. Душа, расставшись с телом, попадает в мир истины и соединяется с ним. Это царство истины есть мир идей. Зем­ная жизнь человека оказывается преамбулой к жизни небесной. Однако не всякая душа войдет в царство истины, а только та, которая в земной жизни готовила себя к этому, образовывалась, училась созерцать исти­ну. Душа, предававшаяся телесным страстям, – вожделеющая душа – не сможет оторваться от материи. Она так и будет блуждать у земли в тос­ке и смятении.

Однако из того, что смерть является благом, никак не следует, что ее надо искусственно приблизить. Сократ порицает самоубийство. Во-первых, чем большого человек достигнет на земле, тем больше он обретет на небе. Поэтому надо всячески стремиться к продлению своей жизни для духовного совершенствования. Во-вторых, жизнь человека – это такой же божественный дар, как закон и государство, а значит, только бог имеет право определять величину этого дара – временные границы жизни.

Доказательства
бессмертия души

Однако бессмертность души не является очевидной. Платон приводит устами Сократа четыре доказательства ее бессмертия, каждое из которых открывает нам новую сторону бытия души. После смерти душа попадает в мир идей, но спустя какое-то время она должна вернуться на землю и воплотиться в новом теле. Иначе бы жизнь не возрождалась на земле, все стало бы мертвым. Об этом рассуждает Сократ в первом до­казательстве. Ведь живое тело отличается от мерт­вого тем, что его части скрепляются единящей силой души в то целое, которое мы называем организмом. Если бы душа погибала одновременно со смертью тела, то откуда бы бралась та сила, которая возводит мер­твую материю к жизни при рождении новых живых существ? Бессмертие души, таким образом, является залогом баланса жизни и смерти на земле.

Пребывая в мире идей, душа созерца­ет идеи. Это созерцание есть благо само по себе. Кроме того, знание идей пригодится душе в земном бытие. Опираясь на идею красоты, она сможет отличить на земле прекрасное от безобразного. Вспомнив идею государства, она сможет оценить тот общественный строй, в котором ей придется жить и т. п. Знание сущности не берется извне. Оно дается в припоминании того, что душа умосозерцала, пребывая в мире идей в промежутках между своими земными воплощениями.

Человек постоянно пользуется метафизическим знанием. Например, для того, чтобы сравнить два бревна, надо иметь понятие о равен­стве как таковом. Но откуда человек берет это понятие? Из жизненного опыта? Но в окружающем человека мире нет двух совершенно равных ве­щей. Чистое равенство возможно только в идее, а значит душа могла постичь его только во время своего внеземного бытия, следовательно, ее бытие не исчерпывается только земной телесной жизнью. Так строится второе доказательство бессмертия души в «Федоне».

Что есть душа сама по себе? К какому из двух миров она принад­лежит?  Третье и четвертое доказательства бессмертия души позволяют наметить ответ на этот вопрос. С одной стороны, душа, как и идея, проста, неделима и, следовательно, вечна. Как и идея, она невидима. Душа имеет доступ в мир идей, мо­жет там их постигать и даже уносить с собой в глубине своей памяти. Но, с другой стороны, душа входит в материальный мир, соединяется с телом (привнося в него идею жизни), принимает на себя телесные фун­кции, может заблуждаться и страдать. Эти две стороны и выражают сущ­ность души. Душа – идееподобна, но не идея. Она воплотима в вещи, но не вещь. Душа – промежуточная субстанция между вещью и идеей. Она мост от материального мира к духовному. Но для каждого человека этот мост никогда заранее не дан. Построить его, исполнить назна­чение души – это задача всей человеческой жизни.

 

Вопросы  и  задания  для  самостоятельной  работы

 

1. Общая характеристика диалога «Федон».

Восстановите события (время, место действия, действующих лиц, сюжет), о которых идет речь в диалоге. Как они связаны с сюжетом «Апологии Сократа»?

Сформулируйте основную тему диалога.

2. Проблема отношения души и тела.

В чем Платон видит назначение души? Как тело мешает душе исполнять ее назначение?

Что такое смерть? Почему Платон считает смерть благом? Поясните выражение Платона: «Философы заняты только одним – умиранием и смертью». Почему Платон порицает самоубийство?

3. Доказательства бессмертия души.

3.1. Первое доказательство бессмертия души.

Реконструируйте по тексту логическую схему первого доказательства (укажите посылки, ход вывода и заключение). Какую закономерность мироздания Платон кладет в основание этого доказательства? Почему возникновение живого из мертвого возможно только при условии бессмертия души?

3.2. Второе доказательство бессмертия души.

Реконструируйте по тексту логическую схему второго доказательства. Что Платон называет припоминанием? Какими могут быть источники припоминаемого знания? Чем отличается знание, полученное человеком до рождения, от знания, приобретенного в процессе опыта? Выведите заключение о бессмертии души из наличия врожденного знания.

В чем собеседники Сократа увидели ограниченность приведенного доказательства?

3.3. Третье доказательство бессмертия души.

Выявите все пары противоположных свойств души и тела. Из какого свойства души впрямую вытекает ее бессмертие? Какие дополнительные аргументы в пользу бессмертия души приводит Платон в третьем доказательстве?

Как из свойств тела Платон объясняет несовершенство чувственного познания?

Как земное бытие души влияет на ее неземное существование? Что дает душе занятие философией?

Почему возникает сомнение в бессмертии души при уподоблении ее гармонии? Как Сократ опровергает выдвинутые возражения?

3.4. Четвертое доказательство бессмертия души.

Почему Сократа не удовлетворило натуралистическое объяснение мира? В чем Сократ увидел преимущество объяснения мира Анаксагором и почему не удовлетворился им?

Реконструируйте по тексту логическую схему четвертого доказательства. Переходят ли противоположные идеи друг в друга? Что происходит с вещью, когда в нее привносится идея, противоположная одной из идей, образующих эту вещь? Какую сущностную идею несет в себе душа? Какая идея противоположна этой идее? Что и почему происходит с душой, когда она встречается с этой противоположной идеей? Сделайте отсюда заключение о бессмертии души.

4. Смерть Сократа.

Как Сократ перед смертью напутствует своих учеников? Объясните смысл последней просьбы Сократа.

 

Литература 

 Платон. Федон // Собр. соч.: В 4 т.– М.: Мысль, 1993.– Т. 2.