Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО КЛАССИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ И ТЕКСТЫ В КУРСЕ ФИЛОСОФИИ

О книге

Оглавление

Назад Далее

 

ТЕМА V

МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ  МОДЕЛИ  ОБЩЕСТВА

Философская мысль об обществе появляется вместе с метафизикой как ее существенный раздел. Отделяя дух от природы, метафизика исследует его не только в абсолютной (божественной) форме, но и в конечных формах. К последним относятся индивидуальный дух (душа) и общественный дух. Диалектическое учение об общественном духе является результатом развития метафизической мысли об обществе.

Принципы
справедливости
и свободы

Метафизика осмыслила два фундаментальных принципа общественного бытия: принцип справедливости и принцип свободы. Принцип справедливости исследуется в античной философии. Учение Платона о государстве является образцом такого исследования. Платон кладет принцип справедливости в основу создаваемой им теоретической модели общества. После Платона обществу понадобилось еще двадцать веков развития для того, чтобы объективно проявился и получил философское осмысление второй основополагающий принцип социальности – принцип свободы. В эти двадцать веков самым существенным фактором социокультурного развития было христианство. Оно разработало идею свободы человеческой воли, хотя пока в ограниченной – религиозной – форме. Только в Новое время эта идея получила философское осмысление. Томас Гоббс – английский философ XVII века – строит модель общества на принципе свободы. (Среди основоположников этого нового видения социума можно также назвать Дж. Локка и Ж.­-Ж. Руссо.)

Тоталитарная
модель общества
у Платона

«Государство» – главное произведение Платона об обществе – написано в форме диалога, в котором ведущим, как обычно, является Сократ. Собеседники задаются вопросом о том, что такое справедливость. В поисках ответа они обращаются к государству как наиболее совершенной форме справедливости.

Идея государства

О каком государстве пишет Платон? Речь идет не о государстве, созданном каким-либо народом. Платона интересует идея государства – логическая схема, по которой существует любое исторически возникшее государство. Справедливость является главной характеристикой идеи государства. Справедливость, по Платону, это такое состояние духа, при котором он как целое определяет способ бытия своих моментов (частей), направляя их на поддержание своей целостности. Справедливой будет такая духовная система, где все особенное (частное) подчинено общему. Значит, государство как духовная система справедливо, если само предопределяет деятельность своих институтов, сословий, граждан, а они в свою очередь служат государству. Целью государства, говорит Платон, является не счастье отдельного человека или группы людей, а благосостояние общества в целом.

Собственного блага государство достигает посредством различения своей деятельности. Государство поручает свои существенные функции (добродетели) отдельным сословиям. Справедливость реализуется в государстве через общественное разделение труда.

Мудрость

Первую добродетель Платон называет мудростью. Государство должно осмысливать свою идею и вырабатывать метод приведения своего несовершенного исторического бытия в соответствие с идеей. В этом суть управления государством. Но познать идею государства можно лишь в ее связи со всем космосом идей и в свете всеобщей идеи (идеи Блага). Иными словами, познать идею можно лишь философски. Вот почему, по Платону, государством должны управлять философы. Философы-правители составляют высшее сословие.

Мужество

Внутренние и внешние деструктивные силы противостоят государству в реализации его идеи. Государство должно уметь различать эти силы и последовательно им противостоять. Эту способность – вторую добродетель государства – Платон называет мужеством. Выполнение этой функции возлагается на стражей.

Рассудительность

Государство, будучи духовной сущностью, функционирует, тем не менее, в сфере вещественного бытия. У государства, как и у человеческой души, есть свое «тело», включающее территорию, физиологическое бытие граждан, продукты, необходимые для поддержания этого бытия, орудия их производства, средства защиты и коммуникации. Государство должно воспроизводить свое тело упорядоченным образом, подчиняя это воспроизводство общему благу. Эту третью добродетель государства Платон называет рассудительность, а сословие, занимающееся материальным воспроизводством, – сословием ремесленников. Справедливость в конечном итоге сводится к разумной связи основных функций государства, к согласованной деятельности трех сословий.

Подобие души
и государства.
Воспитание

Рассматривая государство как духовную систему, Платон уподобляет его душе. Три начала души (разумное, яростное, вожделеющее) соответствуют трем добродетелям государства (мудрости, мужеству, рассудительности). По развитости одного из начал души человек зачисляется в то или иное сословие.

Платон понимает, что всеобщая воля государства не заставит человека трудиться на общее благо, если человек сам не направит свою волю к этому. Поэтому в государстве необходима система воспитания людей. Воспитание есть процесс развития человека, в котором он научается добродетели и добровольно посвящает себя служению общему делу. Идея человеческой свободы, таким образом, появляется в платоновском учении об обществе, но не как основополагающий принцип, а  скорее, как предвидение дальнейшего развития социальной мысли. Воля целого в государстве Платона все же господствует над частным проявлением воли. Поэтому платоновская социальная модель называется тоталитарной (от латинского totus – целый).

Договорная
модель общества
у Гоббса

Главный труд Т. Гоббса об обществе называется «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Если Платон в построении модели общества исходит из общей воли, то Гоббс, наоборот – из единичной. Свобода единичной воли, ее способность к самоопределению, является принципом гоббсовского учения об обществе. В обществе все происходит по собственному решению единичной воли и на ее благо.

Равенство воль
и всеобщая война

Единичная воля равным образом действует в каждом человеческом индивиде. Вместе с волей в каждом индивиде функционирует рассудок, помогающий воле методично добиваться своей цели. Поэтому, считает Гоббс, люди изначально равны как в своих претензиях к миру, так и в своих возможностях. Претензии и возможности свободного существа бесконечны. Воля каждого человека изначально определяет себя к освоению мира и господству над ним. Но мир один на всех. Поэтому каждая единичная воля находит препятствие в другой воле. Воли противодействуют друг другу. Каждая пытается подчинить или уничтожить другую. Естественное (непосредственное) состояние воли порождает всеобщую войну, или, как говорит Гоббс, «войну всех против всех», в которой единичная воля не только не достигает своей цели, но приходит к самоуничтожению.

Естественные законы

Страх унижения и смерти сподвигает единичную волю пересмотреть свое отношение к миру, а рассудок подсказывает, как это сделать. Воля должна ограничить свою свободу, умерить претензии на мир, «поделиться» мирозданием с другой единичной волей. Принципы такого самоограничения и вытекающие из них универсальные нормы отношения единичных воль друг к другу Гоббс назвал «естественными законами». Эти законы естественны потому, что даются каждому человеку из глубины его рассудка, а не придумываются государством или другими общественными институтами. Скорее наоборот, законотворчество властных структур оправдано только тогда, когда содержит в своей основе естественные законы. Естественные законы, по Гоббсу, врождены каждой единичной воле. (Так же и у Платона идеи врождены каждой душе.)

Самоограничение для единичной воли разумно только при условии, что другая единичная воля так же себя ограничит. Одна единичная воля обращается к другой, чтобы получить с ее стороны встречное обязательство ограничить себя. Самоограничение реализуется в договоре. Форма договора открывает перспективу дальнейшему росту возможностей каждой единичной воли. Так, например, можно договориться об обмене продуктами или о совместной трудовой деятельности, позволяющей произвести то, что не под силу каждому в отдельности. Благодаря множеству частных договорных актов возникает система общественных связей. Однако эта система неустойчива. Окружив себя частными договорными отношениями, единичная воля, с одной стороны, забывает об ужасах всеобщей войны, с другой – начинает тяготиться данными ею обязательствами. Она с легкостью разрывает договорные отношения и возвращается к своей естественной свободе – произволу.

Общественный договор
и государство

Для сохранения общества не достаточно иметь цепочку частных договорных связей. Необходимо общее соглашение, имеющее необратимый характер и устанавливающее силу, которая принуждает каждого выполнять обязательства. Такое соглашение Гоббс называет «общественным договором». Этот договор не просто связывает единичные воли, но создает общую, олицетворяемую особым лицом (или группой лиц) – сувереном (правителем или правительством). Единичные воли поровну отчуждают в пользу суверена часть своих прав: право на часть имущества (в виде налогов), право восстановления справедливости (суд и исполнение наказания), право на определение социальной значимости людей (присвоение рангов и титулов) и т.д. В условие договора входит то, что, отдав права суверену, никакая единичная воля не может взять их обратно своим единоличным решением. Суверен же берет на себя обязательство заботиться о всех и каждом. Главным предметом заботы является безопасность людей.

Гоббс отождествляет понятия «суверен» и «государство». В широком же смысле слова под государством следует понимать систему отношений между людьми, создающую единую (суверенную) власть. С точки зрения Гоббса, такая система функционирует по схеме общественного договора. Общественный договор – это не какой-то специальный акт, в котором каждый будущий подданный вербально выражает согласие на установление общей власти. (Хотя, в определенной исторической ситуации общественному договору можно придать и эту внешнюю форму.) Волеизъявление подданного выражается уже самим фактом непротивления этой власти, фактом пользования ее услугами. Человек, появляясь на свет, находит свое государство уже существующим. Принимая блага государства и отдавая ему должное (служа ему), человек воспроизводит общественный договор, «подписывает» его самим способом своего общественного бытия.

Гоббс образно называет государство Левиафаном. Левиафан – это персонаж Библии, загадочный зверь (морское чудище), являющий людям искусность Бога-Творца. Государство – это тоже чудный «зверь», но созданный людьми, являющий силу человеческой воли и рассудка.

Ограниченность
метафизического
понимания общества

Сколь бы ни было высоко значение государства в гоббсовской модели общества, какими бы правами оно ни наделялось, – все же оно лишено той изначальной субстанциальной мощи, той самодостаточности, которые имело в платоновском учении. У Платона государство – это воплощение божественной идеи. У Гоббса – продукт человеческой деятельности, средство для сохранения индивидуальной воли. Власть, построенная на договоре, не будет абсолютной. Всякий договор, даже общий, обременен естественной (неразвитой) свободой, произволом, и поэтому зависит от случайностей. Также и индивидуальная воля в условиях общественного договора до конца не удовлетворена: признавая государство, она все же относится к нему как к внешнему ограничению свободы.

Гоббс разработал принцип свободы, но сделал это односторонне, противопоставив его принципу справедливости (всеобщей воли). Так же односторонне разрабатывал принцип справедливости Платон, упуская из внимания свободу. Оба учения формировались в метафизическом видении мира. Метафизике свойственно разделять единое и противопоставлять друг другу различенные моменты, полагая один из них в качестве основания, а другой – в качестве обоснованного. Как бытие в целом разлагается метафизикой на природу и дух, так и общественный дух разлагается ею на свободу и общность. Только диалектическое понимание мира позволяет построить модель общества, где единичная (свободная) и общая воли образуют моменты процесса, в котором они сколь различаются и противопоставляются друг другу, столь и приходят к единству во взаимопроникновении.

 

Вопросы  и  задания  для  самостоятельной  работы

 

1. Тоталитарная модель общества в философии Платона.

1.1. Разделение труда как предпосылка государства.

С какой целью и на каком основании каждый из людей посвящает себя определенному роду деятельности? Как это связано с появлением государства? Почему появляется и в чем состоит профессия стража? Чем эта профессия выделяется среди всех остальных? Какими качествами должен обладать страж? Как должны воспитываться стражи?

1.2. Общая характеристика идеального государства.

Цель идеального государства. Богатство и бедность граждан в идеальном государстве. Размер идеального государства. Законы идеального государства. (Чем обеспечивается выполнение законов в идеальном государстве? Полезно ли для государства умножение законов?)

1.3. Добродетели и сословия идеального государства.

Мудрость. (В чем состоит эта добродетель в государстве? Каким сословием она обеспечивается?)

Мужество. (В чем состоит эта добродетель в государстве? Каким сословием она обеспечивается?)

Рассудительность. (В чем состоит эта добродетель в государстве? Каким сословием она обеспечивается?)

Справедливость. (В чем состоит справедливость? Почему именно эту добродетель Платон считает наивысшей?)

1.4. Человеческая душа как подобие государства.

Определите три начала человеческой души. Сопоставьте их с добродетелями государства. Какого человека Платон называет справедливым? 

2.  Договорная модель общества в философии Т. Гоббса.

2.1. Война всех против всех.

Какое состояние людей Гоббс называет естественным? В чем заключается равенство людей? Как из равенства происходит война? Опишите состояние людей, названное Гоббсом «война всех против всех».

2.2. Естественный закон и естественное право.

Какие чувства могут обернуть людей к миру? Какова роль рассудка в установлении мира? Что Гоббс называет правом, что – законом? Что такое естественный закон? Сформулируйте основной (первый) естественный закон. Сформулируйте и поясните второй естественный закон. В чем состоит и при каких условиях действует естественное право?

2.3. Договор.

Почему договор необходим для людей? В чем суть договорного отношения?

2.4. Сущность государства.

Какое состояние людей Гоббс называет общественным? В чем Гоббс видит цель государства? Почему эта цель не может быть достигнута без государства только по естественному закону?

2.5. Государство как результат договора.

Кто заключает договор, образующий государства? Каково содержание этого договора? Каковы различные исторические механизмы заключения договора? Каковы условия его разрыва?

2.6. Государство как суверен.

Что такое суверен? Назовите его основные права. Почему эти права неделимы? Найдите аналогичные функции государства в действующей Конституции Российской Федерации.

3. Значение и ограниченность метафизических учений об обществе.

 

Литература

 

 Платон. Государство. Кн. 2 (366 b – 377 e); Кн. 4; Кн. 5 (462 a – 480); Кн. 6 (484 a – 486 e, 505 a – 511 e); Кн. 7 (514 a – 521 c)  // Собр. соч.: В 4 т.– М.: Мысль, 1994.– Т. 3.

Гоббс Т. Левиафан. Гл. XIII – XIV, XVII – XVIII // Соч.: В 2 т.– М.: Мысль, 1991.– Т. 2.