Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО КЛАССИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ И ТЕКСТЫ В КУРСЕ ФИЛОСОФИИ

О книге

Оглавление

Назад Далее

 

ТЕМА VII

ЭМПИРИЧЕСКАЯ  ГНОСЕОЛОГИЯ  ЛОККА

Произведение английского философа XVII века Джона Локка «Опыт о человеческом разумении» вводит нас в новую проблематику – гносеологическую.

Понятие гносеологии

Гносеология – учение о познании – значимый этап в истории философии и существенный момент развитой философской мысли. То, чем мы занимались раньше вместе с натурфилософами и Платоном, Гоббсом и Гегелем, называется онтологией – учением о бытии. Мы мыслили исходя из одной проблемы: как устроено бытие или отдельные области сущего, например, природа, человеческий индивид или общество. Отвечая на этот вопрос, философия строила модель мира (натурфилософскую, метафизическую и диалектическую). Но мир, открывающийся в онтологической модели, скрывал от философа нечто важное – саму мысль, мыслящую о мире. Ее тоже надо подвести под вопрос. Тогда философская проблема будет формулироваться так: каким образом мысль мыслит мир? Это и есть проблема гносеологии. Бытие в его целостности и существенных моментах не исчезает в этой проблеме. Оно берется в новом аспекте – аспекте возможности и способа его познания. Предметом гносеологии является познавательное отношение мысли к миру.

Теория познания различает в своем предмете три момента. Первый – то, что мыслится, – объект. Второй – то, что мыслит, – субъект. Третий – единство мыслимого и мыслящего – истина. Истина есть и предпосылка познания, и его конечная цель. Гносеологические вопросы ставились с начала исторического развития философии. (Вспомним, например, противопоставление чувственного и умозрительного знания у натурфилософа Парменида или теорию знания как припоминания в платоновском «Федоне».) Но до Нового времени гносеологическая проблема не была основной. Теория познания, выступая моментом онтологии, имела вторичное значение. В философии Нового времени (начиная с XVI века) положение меняется. Гносеологическая проблематика становится основной, а онтологическая модель строится в рамках гносеологии и на ее фундаменте.

Эмпирическая
гносеология

Познание есть процесс взаимодействия объекта и субъекта. В этом процессе, с одной стороны, субъективируется объект, находя свое выражение в субъекте, с другой – объективируется субъект, придавая своему содержанию объективную значимость. Но с чего начинается этот процесс? Какова та первичная форма, в которой объект и субъект предстают друг другу? С этого вопроса начинает свое развитие гносеология. Искомой первичной формой оказывается чувственность, точнее – ощущение. В ощущении объект впервые становится доступным восприятию субъекта, а последний впервые получает какое-либо объективное содержание. Это первичное чувственное взаимодействие мыслимого и мыслящего называется опытом.

На первом этапе своего развития гносеология рассматривает опыт как фундамент всего познания. Для нее опыт – не только исходный пункт взаимодействия объекта и субъекта, но и универсальный координатор этого взаимодействия, исключительный гарант единства мыслимого и мыслящего (критерий истинности), конечная цель познания. Эта первая историческая форма гносеологии называется эмпирической (от греческого empeiria – опыт). Приверженности этой гносеологии опыту не означает, что она не признает никакого познания кроме чувственного. Наоборот, она считает необходимой рассудочную обработку опыта. Только благодаря анализу и синтезу чувственных фактов рассудком факты могут быть возведены в ранг законов – приобрести научную значимость. Но рассудочная деятельность понимается как внешняя, служебная по отношению к опыту, уже содержащему в себе истину. Поэтому истинность любых рассудочных выводов в эмпирической гносеологии определяется в конечном итоге тем, насколько они могут продемонстрировать себя в опыте.

От Бэкона
к Локку

Основателем эмпирической гносеологии является английский философ XVIXVII века  Фрэнсис Бэкон. Во-первых, Бэкон выявляет смысл познания: открытие законов природы для достижения господства над ней. Во-вторых, он обосновывает опыт как универсальный способ познания и определяет основные формы опыта (от наблюдения до эксперимента). В-третьих, Бэкон разрабатывает эвристическую (поисковую) индукцию как метод управления опытом и обработки его данных.

Дж. Локк развивает эмпирическую гносеологию. От данного Бэконом общего определения опытного познания Локк переходит к скрупулезному исследованию работающего в опыте мышления. В этом мышлении Локк, во-первых, вычленяет чувственную составляющую, а в ней – объективную и субъективную стороны. Во-вторых, он определяет смысл рассудочной обработки чувственных данных, выявляет основные методы такой обработки и их взаимосвязь. В-третьих, Локк разрабатывает критерий объективной значимости продуктов деятельности рассудка (понятий и положений, выводимых рассудком).

Опыт ощущения
и рефлексии

«На опыте, – пишет Локк, – основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит». Опыт дает материал для познания. Многообразное содержание восприятия и представления, воображения и рассудка производится из этого материала. Доопытное сознание Локк сравнивает с чистым листом бумаги. «Чистоту» такого сознания не следует понимать как его ничтожность. У доопытного сознания еще нет материала, но оно в себе имеет силы принять материал (восприимчивость), обработать его (рассудок), повлиять на  себя и внешний мир (воля).

Но откуда душа знает про свои внутренние способности? Ведь единственным источником знания для души является опыт, а в опыте душа получает в ощущении материал только извне. Чтобы решить эту проблему, Локк допускает наравне с внешним опытом  (опытом ощущения) внутренний опыт (опыт рефлексии). В рефлексии материалом, воспринимаемым душой, становятся ее собственные познавательные и волевые функции. Открытие внутреннего опыта является существенным шагом в развитии гносеологии. Однако у Локка учение о рефлексии не получило разработки. Причина заключена в том, что силы сознания, по Локку, не имеют собственного содержания. Они инициируются к действию и постигаются только тогда, когда ощущения приносят им какой-либо материал извне. А значит, внешний опыт – опыт ощущения – в эмпиризме остается определяющим. На исследование этого опыта в первую очередь и направлена гносеология Локка.

Понятие идеи

Как представлен внешний предмет в опыте? В форме ощущений. Но ощущение – это способность души, субъективная функция. Следовательно, материал познания изначально дан в одухотворенной форме. Всякий продукт интеллектуальной обработки этого материала также будет иметь духовную форму (хотя, может, и более сложную). Что бы ни познавала душа, она всегда имеет дело с какой-то духовной формой. Духовную форму, выступающую как предмет познания, Локк называет идеей. Обратим внимание на то, что термин «идея» Локк употребляет в ином значении, чем Платон. У Платона  идеями называются абсолютные духовные формы, существующие независимо от какого-либо субъекта. У Локка идея – это любое, пусть даже самое фрагментарное состояние субъективного духа, но осознанное субъектом и выступающее предметом для познавательного усилия. Идеей, по Локку, будет и любое ощущение, и собранный из множества ощущений чувственный образ, и понятие, произведенное абстрагированием от чувственных образов существенных признаков. Идеей будет и любое проявление воли, но не само по себе, а как предмет познания во внутреннем опыте – опыте рефлексии.

Простые идеи

Любая идея, сформировавшаяся в процессе познания, состоит в конечном итоге из первичных идей, полученных в опыте, и поэтому является сложной. Первичные же идеи являются простыми. В ощущении субъект имеет дело с простыми идеями: объем, плотность, форма, движение, количество, цвет, звук, запах, вкус, теплота и т.п. Хотя простые идеи ощущения имеют духовную форму, но они выражают собой нечто отличное от субъективного духа – качество внешней духу вещи. Это качество, представленное в идее, составляет ее объективную сторону. Задача состоит в том, чтобы отличить это объективное в идее от того, что вложено в нее субъектом. Субъективная сторона идеи, по Локку, не выражает качество вещи, а только искажает его. Локк классифицирует простые идеи по способу и степени выраженности в них качеств вещей. Он выделяет идеи первичных качеств, идеи вторичных качеств и идеи сил.

Первичные качества

В идеях первичных качеств качества вещи представляются субъекту так, как существуют в самих вещах. Объективное в этих идеях дано непосредственно. К ним относятся идеи протяженности, плотности, формы, движения и количества. Для субъекта очевидно, что представляемое в этих идеях никак не характеризует его самого, не связано со способом его духовно-субъективного бытия. Например, протяженность никак не может исходить из субъекта, ведь дух не располагает свои моменты в соседствующих друг с другом точках пространства – не обладает протяженной (пространственной) структурой. Поэтому содержание идеи протяженности исходит из чего-то внешнего субъекту, а значит является объективным. Другой пример. Плотность – это сопротивляемость какой-либо области пространства распространению (заполненность пространства). Но дух не простирает себя в пространстве и поэтому не может заполнять его, образуя плотность. Следовательно, содержание идеи плотности также исходит не от субъекта, а от объекта. Содержание других идей первичных качеств также имеет пространственный смысл и поэтому объективно.

Значимость идей первичных качеств, по Локку, состоит не только в их непосредственной объективности, но и в их универсальности. Выраженные в них характеристики неотъемлемы от любой встречающейся в опыте вещи.

Вторичные качества

По-другому представляются качества вещей в идеях вторичных качеств. К ним относятся идеи цвета, звука, запаха, вкуса, тепла. Здесь содержание идеи не таково, как соответствующее качество вещи. Однако содержание идеи коррелированно с качеством и косвенно свидетельствует о нем. Так, например, звук не есть принадлежность вещей самих по себе. Его содержание определяется исключительно способностью субъекта слышать. Характеристики звука – тон, громкость, тембр – имеют смысл только в связи с определенным устройством и функционированием человеческого слухового психофизиологического аппарата. Если нет слушающего субъекта, то нет и звука. Однако этот субъективный процесс имеет причину в объекте, вызывается качествами, присущими вещам самим по себе. Звук вызывается колебательными движениями частиц в пространстве, т.е. первичными качествами. Причем между характеристиками причины (движение частиц) и характеристиками следствия (звук) существует зависимость. Чем больше частота колебаний, тем выше тон воспринимаемого звука. Чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук. Цикличные изменения частоты и амплитуды колебаний придают звуку определенный тембр. Благодаря указанной причинно-следственной зависимости субъект может от идей вторичных качеств заключать к идеям первичных качеств, в которых уже явлено объективное как таковое.

Локковское учение о первичных и вторичных качествах имеет большое методологическое значение для опытного познания. С одной стороны, оно дает основание для различения объективного и субъективного в опыте. Современное естествознание сводит многообразные свойства вещей к простейшим характеристикам, таким как размер, масса, скорость, заряд, придавая этим характеристикам количественное выражение. Нетрудно заметить, что эти характеристики и есть идеи первичных качеств. С другой стороны, учение Локка показывает значимость субъективного в открытии объективного. В опыте вещи чаще являются нам в идеях вторичных качеств. Отбрасывая эти идеи как субъективные, мы бы неоправданно заужали свои познавательные возможности. Наука, считает Локк, должна определять первичные качества по вторичным, умозаключая от вторых к первым.

Силы

Наравне с простыми идеями первичных и вторичных качеств исходный материал познания составляют идеи качеств третьего порядка, или, как говорит Локк, идеи сил. В такой идее через вторичное качество представлено изменение в первичном качестве вещи, которое в свою очередь произведено силой, действующей со стороны второй вещи. В конечном итоге в такой идее мы познаем собственное качество второй вещи через ее способность (силу) действовать на первую (доступную нам) вещь. Так, например, мы помещаем лакмусовую бумагу в жидкость, чтобы определить качество последней. Проявившийся цвет этой бумаги (вторичное качество) свидетельствует об изменении в ее молекулярном составе (первичное качество). Но это изменение вызвано силой, действующей со стороны жидкости. По характеру изменения (по цвету бумаги) мы можем определить молекулярный состав жидкости (кислотный или щелочной). Именно таким косвенным способом в опыте ученым открываются качества большинства вещей.

Действия рассудка
над идеями

Как выяснилось, объективное (качество самого предмета) дается непосредственно только в простых идеях первичных качеств. Другие простые идеи открывают объективное благодаря действию рассудка. Но и то объективное, которое выступило в идеях первичных качеств имеет мало ценности без рассудочной обработки, ибо оно фрагментарно. Рассудок необходим в познании и для того, чтобы вскрыть объективную составляющую в первичном материале, и для того, чтобы придать этой составляющей связанную и устойчивую форму. Рассудок интегрирует разрозненный материал ощущений в объекты, которые также стремится связать друг с другом, чтобы в конце концов для субъекта открылась объективность мира как целого. Таким образом рассудок производит из простых идей сложные.

Локк выделяет три способа, которыми рассудок связывает идеи: сложение (соединение), сравнение и абстрагирование. При сложении получается идея целого, в которой составляющие идеи выражают отдельные признаки или части целого. Так появляются чувственные образы. Например, образ персика, лежащего передо мной на столе, содержит идею шарообразности, идею красноты, идею мягкости, идею сладости, идею косточки, идею мякоти, идею кожицы и т.д. При сравнении идеи сводятся мышлением вместе, но не образуют целого. Рассудок производит сложную идею, выражающую отношение сведенных идей друг к другу. Например, сведя вместе образы персика, лежащего на столе, и персика, лежащего в корзине, я образую идеи «больше» и «меньше», «тверже» и «мягче». В процессе сравнения рассудок обнаруживает в образах общее и различное, существенное и несущественное. Найдя в множестве образов общее существенное, рассудок выделяет (абстрагирует) его в самостоятельную идею.

Общие идеи необходимы, как считает Локк, для оптимизации процесса познания. Не будь общих идей, рассудок был бы не в силах удержать все поле своего знания, терялся бы в бесконечном множестве образов. Знание о мире, сконцентрированное и структурированное в общих идеях, обозначается средствами языка так, что каждой общей идее соответствует слово. В таком виде знание может передаваться от субъекта к субъекту. Благодаря этому субъектом познания становится не отдельный человек, а человечество.

Субстанция  и модусы

Проведенное Локком гносеологическое исследование материала познания и способов его рассудочной обработки позволяет сделать и онтологические выводы. Бытие устроено так, что его свойства собраны в единства. Каждое из единств содержит свои свойства, связывает в определенном порядке и проявляет их в виде  сил по отношению к другим единствам. Эти единства называются субстанциями. А то, что в них содержится, – модусами. Субстанции мы обыденно называем вещами. В познавательном процессе субъект встречается с субстанциями на этапе формирования сложных идей. Чувственный образ, взятый в аспекте единства составляющих его идей, являет субстанцию. Каждая из идей, входящих в образ, по отношению к его единству являет модус.

Следующий важный онтологический вывод Локка – положение о двух видах субстанций. Опыт ощущения являет субъекту внешние субстанции – телесные (материальные). Их необходимыми модусами являются протяжение, плотность, форма, движение и количество. Опыт рефлексии являет субъекту внутреннюю субстанцию – духовную. Ее необходимыми модусами являются мышление и воля.

Специфика познания субстанции, по Локку, состоит в том, что она дается субъекту только через модусы. Действительно, чтобы субъект воспринял субстанцию, она должна подействовать на него, т.е. проявить силу. Человек воспринимает только эту силу. Но сила – это модус субстанции. Следовательно, в опыте нам даются только модусы. Под субстанцией же мы мыслим определенную устойчивую связь модусов. Значит, считает Локк, если идею субстанции оторвать от модусов, то она будет «смутной».

Но почему субстанцию Локк связывает только с чувственным образом? Разве общая идея (например, «человек», «лошадь», «стол») не представляет также субстанцию, или вещь? Субстанция, по Локку, это нечто объективное, или реальное. Объективное (реальное) дается нам в опыте через ощущения. Но в ощущениях, пусть даже и интегрированных в чувственный образ, мы имеем дело только с единичным, локализованным в пространстве и времени предметом. Поэтому объективной для нас может быть только единичная субстанция, например, вот этот человек, здесь и теперь находящийся, которого можно ощутить, а не человек вообще. Общие идеи только называют субстанцию (выражают ее номинально), отсылая нашу мысль к соответствующим образам, в которых и даны реальные (единичные) субстанции.

Методы
познания

Формирование в субъекте идеи реальной субстанции происходит путем связывания идей модусов, каждая из которых в конечном итоге происходит из простой идеи, черпая из нее реальность. Правильное связывание идей требует определения их соответствия. Определение соответствия, считает Локк, – важнейшее действие рассудка в достижении объективности, истины. Во-первых, идеи должны соответствовать друг другу. Здесь рассудок устанавливает соответствие (или несоответствие) по их тождеству и различию, характеру отношения, необходимости их связи. Во-вторых, идеи должны соответствовать реальности: и каждая сама по себе, и тем порядком связи, в котором находятся.

Взаимное соответствие идей рассудок устанавливает методом интуиции и дедукции (доказательства). Интуиция используется там, где познаваемые идеи могут одновременно охватываться рассудком. Тогда рассудок приводит их в соприкосновение, в котором соответствие или несоответствие становится непосредственно явно. Дедукция используется там, где идеи не приходят в прямое соприкосновение. Тогда рассудок в переходе от одной идеи к другой использует промежуточные идеи – звенья логического перехода – и в конечном итоге определяет соответствие друг другу крайних идей дедуктивной цепочки. Но сколь бы идеи ни соответствовали друг другу, в их связи не будет истины, если связь не соответствует реальности. А это соответствие, как считает Локк, можно установить только чувственно воспринимая вещи, их свойства и взаимодействия. Опыт, таким образом, является началом и концом познавательной деятельности. Он дает исходный материал и удостоверяет выводы познания.

Ограниченность
познания

Познание, с точки зрения эмпирической гносеологии, ограничивается опытом. Человек может познать мир лишь в той степени, в какой он дается человеческим чувствам, а это, очевидно, еще не весь мир. Поэтому, утверждает Локк, в одних областях человек имеет достоверные знания, в других должен довольствоваться вероятными, а в третьих уповать на веру. Правда, положения веры, по крайней мере, не должны противоречить рассудку.

 Эмпирическая теория познания является теорией ограниченного познания. Опытное познание – это познание только единичной реальности (единичного объекта). Всеобщая реальность (всеобщий объект) требует иного познавательного подхода, и этот подход разрабатывается в следующей исторической форме гносеологии – рационалистической.

 

Вопросы  и  задания  для  самостоятельной  работы

 

1. Общая характеристика гносеологии Локка.

Что является предметом исследования Дж. Локка? Какие основные проблемы выявляет Локк в своем предмете? Почему Локк не исследует душу человека саму по себе? Каков путь (метод) исследования Локка?

Почему необходимо определить границы человеческого познания? Как эта задача связана с позицией скептицизма? За что Локк упрекает предшествующую ему философию?

2. Учение Локка об идеях.

2.1. Понятие идеи и источники идей.

Дайте определение «идеи» в локковской гносеологии. Покажите отличие локковского понимания идей от понимания идей Платоном. Что такое опыт? На что направлен опыт ощущения и опыт рефлексии?

2.2. Простые идеи и качества вещей.

Какие идеи Локк называет простыми? Приведите примеры простых идей ощущения и рефлексии.

В каком отношении находятся простые идеи и качества вещей? Как качества вещей производят в сознании свои идеи?

Какие качества называются первичными? Перечислите их в телесных вещах.

Какие качества называются вторичными? Приведите примеры таких качеств. Что в этих качествах относится к самим вещам, а что – к сознанию?

Определите третий вид качеств. Приведите примеры таких качеств. Выявите связь этих качеств с экспериментом как формой опытного познания.

2.3. Сложные идеи и процесс их образования.

Что такое сложные идеи? Приведите примеры сложных идей. Какими действиями ум создает сложные идеи? Определите виды сложных идей (модус, субстанция, отношение). Приведите примеры для каждого из видов.

Как образуются идеи субстанции? Какие виды идей участвуют в формировании идеи субстанции? Что остается неясным и неотчетливым в любой идее субстанции? Какие два рода субстанций (по специфике принадлежащих им качеств) усматриваются в сущем?

2.4. Реальность идей.

В чем состоит «реальность» идей? Проанализируйте простые и сложные идеи в аспекте их реальности.

2.5. Общие идеи и термины (слова).

Что Локк называет общими идеями? Как и для чего они образуются? Оцените  общие идеи с точки зрения их реальности. Как связаны общие идеи и термины (слова)?

Как Локк определяет понятие «сущность»? Что такое реальная и номинальная сущность?

Изучив вопросы п. 2, заполните следующую таблицу терминами, указанными в списке. Строки столбцов 2 – 5 должны соотноситься  друг с другом по смыслу.

 

Классификация идей

Таблица для заполнения

 

 

Основания для классификации идей

 

1

2

3

4

5

 

по источнику
(по типу опыта)

по сложности

по выраженности в них собственных качеств вещей

по способу соединения их составляющих

по степени общности

 

 

Виды

1.          

2.

1.

1.

2.

3.

 

 

 

1.

идей

 

 

2.

 

1.

2.

3.

 

 

2.

 

Список терминов для заполнения таблицы (в алфавитном порядке)

Идеи: вторичных качеств, единичные, модусов, общие, отношений, ощущений, первичных качеств, простые, рефлексии, сил (способностей), сложные, субстанций.

 

3. Учение Дж. Локка о способах и пределах познания.

3.1. Общая характеристика познания.

Что является материалом познания? Что является целью познания? Какие виды соответствий (несоответствий) идей могут устанавливаться в результате познания?

3.2. Способы познания.

Дайте характеристику интуитивного познания.

Дайте характеристику демонстративного познания. (В каком случае необходимо демонстративное познание? Какова его структура?)

Дайте характеристику чувственного познания. (Какое соответствие оно устанавливает для идей?)

3.3. Ограниченность познания.

Определите все факторы, изначально ограничивающие человеческое познание. В чем необходимость вероятного знания?

3.4. Разум и вера.

В каких случаях разум может прибегать к вере (божественному откровению)? Что при всяком обращении к вере разум должен сам проверить? В каком случае разум категорически не может принять содержание веры? В качестве вывода сформулируйте общий принцип отношения  разума и веры (по Локку).

4. Значение и ограниченность  гносеологии Локка.

При определении ограниченности гносеологии Локка обратите внимание на следующие моменты. Какая сторона существования телесных вещей остается невыяснимой в локковской теории познания? Какой вид опыта остался нераскрытым у Локка? Может ли эмпирическая методология построить цельное знание о мире и почему?

 

Литература

 

● Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Кн. 1 (Гл. 1); Кн. 2 (Гл. 1, 2, 6, 8, 12, 23, 30); Кн. 3 (Гл. 3); Кн. 4 (Гл. 1, 2, 3, 15, 18) // Соч.: В 3 т.– М.: Мысль, 1985.– Т. 1 – 2.