Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

О сборнике

Оглавление

Назад Далее

ОПИСАНИЕ КУРСА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К РАБОТЕ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ
I. Учение Канта о познании (по «Критике чистого разума»)
II. Учение Канта о практическом разуме (по «Критике практического разума» и «Основам метафизики нравственности»)
III. Способность суждения в системе трансцендентального субъекта (по введению в «Критику способности суждения»)
IV. Наукоучение Фихте (по произведениям «Первое введение в наукоучеие» и «Второе введение в наукоучение»)
V. Натурфилософская система Шеллинга (по призведению «К истории новой философии»)
VI. Гегелевское понятие истории философии (по введению в «Лекции по истории философии»)
VII. Всеобщая диалектика Гегеля (по «Энциклопедии философских наук»)
VII. Понятие истории в философии Гегеля (по «Лекциям по философии истории»)

 

НЕМЕЦКАЯ  КЛАССИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие к чтению первоисточников

 

Пособие адресовано студентам, проходящим курс истории философии на этапе немецкой классической философии или осваивающим немецкую классику в рамках специального курса. В пособии имеются описание курса (содержание, литература, вопросы итоговой отчётности), вопросы и задания к чтению основных первоисточников.

 

ОПИСАНИЕ КУРСА

Содержание курса

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

Понятие немецкой классической философии. Историко-культурные предпосылки. Представители: культурно-биографический очерк. Историко-философские предпосылки. Отношение немецкой классической философии к истории философии. Основные темы. Открытие трансцендентального. Немецкая классическая философия и наука. Немецкая классическая философия и судьба христианства.

2. Общая характеристика философии Канта.

Замысел критической философии. Задача обоснования науки. Вопрос о метафизике. «Коперниканский переворот» Канта. Понятие трансцендентального. Понятие трансцендентального субъекта. Устройство трансцендентального субъекта. Структура кантовской философии и основные произведения.

3. Учение Канта о познании.

Замысел «Критики чистого разума». Основная проблема человеческого познания и кантовский подход к ее решению. Кантовская теория суждения. Вопрос о возможности априорных синтетических суждений. Устройство познавательной способности структура «Критики чистого разума».

Учение о чувственности (трансцендентальная эстетика). Общая характеристика чувственного созерцания. Пространство. Время.

Учение о рассудке (трансцендентальная аналитика). Общая характеристика рассудка. Кантовская система категорий. Трансцендентальное единство апперцепции. Трансцендентальный схематизм. Основоположения рассудка. Различение предметов на феномены и ноумены. Понятие природы.

Учение о разуме (трансцендентальная диалектика). Общая характеристика разума. Понятие идеи. Критика рациональной психологии. Критика рациональной космологии. Критика рациональной теологии. Регулятивное значение идей.

4. Учение Канта о практическом разуме.

Замысел и структура «Критики практического разума». Воля как способ бытия практического разума. Различие теоретического и практического разума. Воля. Принципы организации воли. Отрицательное и положительное определение свободы. Свобода и закон. Чувственная и разумная (материальная и формальная) стороны воли в связи с ее свободой. Гетерономия и автономия воли. Моральная воля как долг. Категорический императив. Антиномичность практического разума. Постулаты практического разума. Проект религии в пределах только разума.

5. Учение Канта о способности суждения.

Замысел и структура «Критики способности суждения». Понятие способности суждения. Определяющий и рефлектирующий способы суждения. Природа как техника. Понятие цели и целесообразности. Чувство удовольствия - неудовольствия в связи со способностью суждения. Эстетическая способность суждения. Прекрасное. Возвышенное. Идеал. Телеологическая способность суждения.

5. Наукоучение Фихте.

Замысел и структура философии Фихте. Основные произведения. Понятие наукоучения. Отношение наукоучения к кантовской философии. Фихтевская критика догматизма. «Я» как абсолютное действование. Основоположения наукоучения. Обоснование теоретического и практического разума в наукоучении.

6. Натурфилософия Шеллинга.

Замысел и структура философии Шеллинга. Основные произведения. «Поздний» Шеллинг. Отношение философии Шеллинга к философии Фихте. Метод натурфилософии. Абсолютное как процесс. Имманентное движение предмета. Реальное и идеальное в абсолютном процессе. Понятие абсолютного тождества. Субъект и объект в абсолютном процессе. Подчинение низших потенций высшим формам в абсолютном процессе. Формации абсолютного процесса. Абсолютный субъект как начало процесса. Материя и свет. Организм. Дух (человек). Теоретический дух. Практический дух. Общественный (исторический) дух. Абсолютный субъект как результат процесса. Откровение абсолютного субъекта в искусстве, религии и философии. Абсолютный субъект как Бог. Отношение процесса и результата. Понятие философии откровения.

7. Метод и система Гегеля.

Замысел и структура философии Гегеля. Основные произведения.

Понятие истории философии. Субъект философских творений и философствующие индивиды. Мысли как творения истории философии. Наследование мысли в истории философии. Смысл исторического движения мысли. Идея как полнота мысли. Самодвижение идеи. Развитие. В-себе-бытие и для-себя-бытие. Противоречие в развитии. Свобода духа. Конкретное. Форма и содержание в развитии. Абстрактное и конкретное единство. Начало, процесс и результат развития. Философия как развитие конкретного. Историческое и логическое в философии. Временной смысл идеи. История философии как диалектика форм. Философия и эпоха. Философия и наука. Философия и религия.

Понятие метода. Мышление и формы мышления, размышление. Мышление и действительность. Истинность и объективность мышления. Отношения мысли к объективности, исторически предшествующие всеобщей диалектике: метафизика, эмпиризм и критическая философия, непосредственное знание. Логические формации мышления: рассудочное мышление, отрицательно-разумное мышление, положительно-разумное мышление.

Понятие системы. Феноменология духа. Позитивные науки и проект энциклопедии философских наук. Замысел «Науки логики». Бытие, сущность, понятие. Природа. Понятие духа. Субъективный, объективный, абсолютный дух.

 

Литература

Источники:

Кант И. Критика чистого разума//Соч.: В 6 т.– М.: Мысль, 1964.– Т. 3.

Кант И. Основы метафизики нравственности// Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 1.– М.: Мысль, 1965.

Кант И. Критика практического разума// Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 1.– М.: Мысль, 1965.

Кант И. Критика способности суждения// Соч. в 6 т. Т. 5.- М., 1966.

Фихте И. Г. Первое введение в наукоучение // Соч. в 2 т. Т. 1.– СПб: Мифрил, 1993.

Фихте И. Г. Второе введение в наукоучение // Соч. в 2 т. Т. 1.– СПб: Мифрил, 1993.

Фихте И. Г. Основа общего наукоучения// Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М.: Научно-издательский центр "Ладомир", 1995. С. 275-473.

Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии. Натурфилософия // Соч. в 2 т. Т. 2.– М.: Мысль, 1989.– С. 472 – 495.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1.– СПб., 1993.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики.– М., 1975.– С. 84 – 214.

Дополнительная:

Фишер К. Кант. Фихте. Шеллинг. Гегель // История новой философии. СПб. 1902–1910. Т. 4–9.

Виндельбанд В. Иммануил Кант // В.Виндельбанд. Избранное. М. 1995.

Соловьев В.С. Кант. Гегель // Соч. в 2-х т. М. 1988. Т.2.

 

Вопросы экзамена

  1. Историко-культурные и философские предпосылки немецкой классической философии.
  2. Общая характеристика немецкой классической философии.
  3. Замысел и структура философии Канта.
  4. Понятие и структура трансцендентального субъекта у Канта.
  5. Учение Канта о познании.
  6. Трансцендентальная эстетика Канта.
  7. Трансцендентальная аналитика Канта.
  8. Трансцендентальная диалектика Канта.
  9. Учение Канта о феноменальном и ноуменальном.
  10. Понятие практического разума в философии Канта.
  11. Способность суждения в системе трансцендентального субъекта у Канта.
  12. Понятие наукоучения у Фихте.
  13. «Я» как принцип философии Фихте.
  14. Замысел философии Шеллинга.
  15. Формобразования (ступени) абсолютного процесса у Шеллинга.
  16. Учение Гегеля о мышлении.
  17. Понятие развития у Гегеля.
  18. Гегелевская философия как система наук.
  19. Гегелевская концепция истории философии.

 


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К РАБОТЕ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ


 

I. УЧЕНИЕ КАНТА О ПОЗНАНИИ

(по «Критике чистого разума»)

 

1. Основная проблема человеческого познания и кантовский подход к ее решению.

1.1. Кантовская теория суждения.

Как делятся суждения по присущности предиката субъекту? Как делятся суждения по отношению к опыту? По какому принципу строятся аналитические суждения? Какие суждения исследуются кантовской теорией познания и почему?

1.2. Вопрос о возможности наук.

Какой критерий научности знаний выдвигает Кант? Возможность каких наук обосновывается в кантовской гносеологии? Покажите, что эти науки основываются на априорных синтетических суждениях.

В чем Кант видит отличие метафизики от других наук и по предмету, и по ее состоянию? Какое применение рассудка Кант называет критическим, а какое – догматическим?

1.3. Подход Канта к обоснованию возможности человеческого познания.

При каком отношении субъекта и объекта возможно научное познание? Почему кантовскую теорию познания называют «коперниканской революцией»? Поясните значение термина «трансцендентальный» у Канта. Какие предпосылки своей гносеологии Кант находит в истории науки? Какова главная задача «Критики чистого разума»?

2. Учение о чувственности (трансцендентальная эстетика).

2.1. Общая характеристика чувственного созерцания.

Как Кант называет познавательную способность, в которой дается предмет? В чем специфика человеческого созерцания? Что составляет материю, а что – форму чувственного созерцания? Что в созерцании является результатом воздействия на субъект, а что принадлежит структуре самого субъекта? Что Кант называет чистым созерцанием, в каких двух формах оно существует? Допускал ли Кант иные способы созерцания у человека и у других возможных мыслящих существ?

2.2. Пространство.

В чем состоит специфика пространства как априорной формы созерцания? Чем субъективность пространства отличается от субъективности ощущений (цвета, вкуса, запаха и т.п.)? Что Кант понимает под эмпирической реальностью и трансцендентальной идеальностью пространства? Покажите, что такое понимание пространства позволяет положительно решить вопрос о научности геометрии.

2.3. Время.

В чем состоит специфика времени как априорной формы созерцания? Является ли эта форма более универсальной, чем пространство, и почему? Что Кант понимает под эмпирической реальностью и трансцендентальной идеальностью времени? Покажите, что такое понимание времени позволяет положительно решить вопрос о научности арифметики.

3. Учение о рассудке (трансцендентальная аналитика).

3.1. Общая характеристика рассудка.

Какую функцию в познании выполняет рассудок? Как рассудок связан с чувственностью? Чем кантовское учение о рассудке отличается от традиционной логики? Чем чистые понятия рассудка отличаются от эмпирических и какие из них исследуются в трансцендентальной аналитике?

3.2. Кантовская система категорий.

Как понимались категории в докантовской философии? Какую функцию выполняют категории с точки зрения Канта? Какую аналогию использует Кант для систематизации категорий? Рассмотрите кантовскую таблицу категорий. Какую функцию выполняет каждая из категорий? Чем ограничено применение категорий в познании?

3.3. Трансцендентальное единство апперцепции.

Какую функцию в познании выполняет структура «Я мыслю»? Почему Кант считает ее высшим принципом рассудка?

3.4. Трансцендентальный схематизм.

Какая проблема возникает при взаимодействии чувственности и рассудка? что Кант называет способностью суждения, схемой и схематизмом рассудка? В какой априорной форме созерцания рассудок схематизирует?

Чем образ предмета отличается от схемы? Чем схема эмпирического понятия отличается от схемы чистого понятия (категории)? Объясните, как каждая из двенадцати категорий схематизирует время.

3.5. Различение предметов на феномены и ноумены.

Определите феномен и ноумен. Какое значение каждое из этих понятий имеет для рассудка в познавательном процессе?

Что доступно познанию человека? Что такое природа с точки зрения кантовской теории познания? Покажите, что кантовское понимание рассудка и чувственности позволяет положительно решить вопрос о научности естествознания.

4. Учение о разуме (трансцендентальная диалектика).

4.1. Общая характеристика разума.

Что Кант понимает под диалектикой? Почему познание воспроизводит диалектическую иллюзию? Как возможно предупреждение диалектической иллюзии?

В чем специфика разума как формы познания? С каким материалом работает разум? (Сравните его с рассудком по этому основанию.) На какое формально-логическое действие опирается разум? Что Кант понимает под идеей? Какие идеи имеются в разуме? Какую аналогию использует Кант для систематизации идей?

4.2. Критика рациональной психологии.

Что является предметом рациональной психологии? Какую ошибку допускает рациональная психология в умозаключении о своем предмете? Возможна ли рациональная психология как наука и почему?

4.3. Критика рациональной космологии.

Что является предметом рациональной космологии? Рассмотрите антиномии, возникающие в рациональной космологии. Почему разум впадает в противоречие с собой в рациональной космологии? Какая часть антиномий (тезисная, антитезисная) относится к феномену, какая – к ноумену? Как избежать противоречия? Возможна ли рациональная космология как наука?

4.4. Критика рациональной теологии.

Что является предметом рациональной теологии? Сформулируйте принципы каждого из трех доказательств бытия Бога, приведенных Кантом. В чем Кант видит несостоятельность каждого из этих доказательств? Покажите, что в основе всех их лежит онтологическое доказательство.

4.5. Позитивное значение идей разума.

Возможна ли метафизика как наука? Покажите, какое позитивное значение может иметь каждая из идей в познании. В какой сфере духовного бытия человека идеи разума имеют абсолютную значимость?

 

Литература

Кант И. Критика чистого разума.

Предисловие ко второму изданию.

Введение.

Трансцендентальная эстетика (§ 1 – 6).

Трансцендентальная логика. Отдел первый: Трансцендентальная аналитика. Кн. 1: Аналитика понятий (§ 10, 11).

Трансцендентальная логика. Отдел первый: Трансцендентальная аналитика. Кн. 2: Аналитика основоположений. Гл. 1; Гл. 2 (Раздел 2); Гл. 3.

Трансцендентальная логика. Отдел второй: Трансцендентальная диалектика. Кн. 2: О диалектических выводах чистого разума. Гл. 2: Антиномия чистого разума (Раздел 2).

В издании:

Кант И. Соч.: В 6 т.– М.: Мысль, 1964.– Т. 3.

 


 

II. УЧЕНИЕ КАНТА О ПРАКТИЧЕСКОМ РАЗУМЕ

(По «Критике практического разума» и «Основам метафизики нравственности»)

 

1. Воля как способ бытия практического разума.

1.1. Различие теоретического и практического разума (применения разума). Дайте общее определение воли.

1.2. Принципы организации воли.

Определите в воле субъективную и объективную, формальную и материальную стороны. На этих основаниях разделите организующие принципы воли на максимы и императивы, а императивы – на гипотетические и категорические.

1.3. Свобода как фундаментальная характеристика воли.

Отрицательное и положительное определение свободы. Свобода и закон. Чувственная и разумная (материальная и формальная) стороны воли в связи с ее свободой. Гетерономия и автономия воли.

1.4. Моральная воля как долг.

Действие из склонности (из удовольствия) и действие из сознания долга. Установка на счастье и установка на благо. Уважение к закону – единственная мотивация моральной воли.

2. Категорический императив.

Почему категорический императив должен быть формальным и всеобщим?

Сформулируйте кантовский категорический императив и раскройте его смысл. Возьмите для примера какой-либо моральный и неморальный поступок и проанализируйте их через категорический императив.

Как из категорического императива обосновывается самоценность человека (всякого мыслящего существа)? Дайте производную формулировку категорического императива, определяющую человека как цель поступка.

3. Антиномичность практического разума.

Сформулируйте основную антиномию практического разума. (Обратите внимание на то, что эта антиномия возникает на почве начальной раздвоенности бытия у Канта на феноменальное и ноуменальное, царство механической причинности и царство свободной причинности.)

Покажите, как в практическом разуме порождаются постулат бессмертия души и постулат Бога. Каково отношение Канта к религии?

 

Литература

 

Произведение

Части для чтения

Страницы (по указанному изданию)

1

Кант И. Основы метафизики нравственности// Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 1.– М.: Мысль, 1965.

Раздел второй.

Раздел третий.

243 - 310

2

Кант И. Критика практического разума// Там же.

Введение.

Ч. 1. Кн. 1. Гл. 1 (до Примечания I к § 8).

Ч. 1. Кн. 1. Гл. 3.

Ч. 1. Кн. 2. Гл. 2 (до разделаVII).

Заключение.

326 – 327

331 – 351

396 – 416

441 – 468

499 - 501

3

Соловьев В.С. Кант// Соч. в 2 т. Т. 2.– М.: Мысль, 1990.

 

464 - 468

 


 

III. СПОСОБНОСТЬ  СУЖДЕНИЯ  В  СИСТЕМЕ  ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО  СУБЪЕКТА

(По введению в «Критику способности суждения»)

 

1. Различие теоретического и практического разума (соответственно теоретической и практической философии). Практические правила как элемент теоретического знания.

2. Способность суждения: место в системе способностей, определяющий и рефлектирующий способы суждения. Природа как техника, понятие цели, принцип целесообразности.

3. Чувство удовольствия - неудовольствия в связи со способностью суждения.

4. Эстетическая и телеологическая способность суждения.

5. Таблица всех способностей трансцендентального субъекта.

 

Литература

 

Кант И. Первое введение в Критику способности суждения// Соч. в 6 т. Т. 5.- М., 1966.

Кант И. Критика способности суждения. Введение// Там же.

 


 

IV. НАУКОУЧЕНИЕ ФИХТЕ

(По произведениям «Первое введение в наукоучеие» и «Второе введение в наукоучение»)

 

1. Замысел наукоучения.

1.1. Задача наукоучения.

1.2. Отношение наукоучения к кантовской философии.

Ассимиляция кантовской вещи в себе абсолютным «Я» в наукоучении. Проблема соединения способностей разума. Трансцендентальное единство апперцепции в переложении фихтевской философии.

1.3. Фихтевская критика догматизма (материализма).

2. «Я» как абсолютное действование.

Двойной ряд сознания. Интеллектуальная интуиция. «Я» как действование. Самосозерцание «Я» как особый опыт. Рефлектирующее и нерефлектирующее «Я». Бытие для себя (идеальное) и бытие для иного (реальное). Сознание и самосознание. Действование и бытие. Интеллектуальное и чувственное созерцание. «Я» и индивидуальность. «Я» интеллектуального созерцания и идея «Я». Законосообразность «Я».

3. Система наукоучения.

3.1 Основоположения наукоучения.

Первый принцип: абсолютное самополагание («Я» полагает «Я»). Второй принцип: абсолютное противополагание («Я» полагает «не-Я»). Третий принцип: взаимоограничение полагаемого («Я» полагает конечное отношение «Я» и «не-Я»).

3.2 Обоснование теоретического и практического разума в наукоучении.

3.3 Проблема свободы и необходимости (бесконечного и конечного) в наукоучении.

 

Литература

К вопросам 1, 2.

Фихте И. Г. Первое введение в наукоучение // Соч. в 2 т. Т. 1.– СПб: Мифрил, 1993.

Фихте И. Г. Второе введение в наукоучение // Там же.

К вопросу 3.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т. 3.

 


 

V. НАТУРФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ШЕЛЛИНГА

(По призведению «К истории новой философии»)

 

1. Замысел натурфилософии.

Задача натурфилософии. Отношение натурфилософии к наукоучению Фихте (различие между Фихте и Шеллингом в понимании природы и субъективности).

2. Метод натурфилософии.

Абсолютное как процесс. Имманентное движение предмета. Реальное и идеальное в абсолютном процессе. Понятие абсолютного тождества. Субъект и объект в абсолютном процессе. Подчинение низших потенций высшим формам в абсолютном процессе.

3. Формации абсолютного процесса.

3.1. Абсолютный субъект как начало процесса.

«Ничтожность» непосредственного субъекта. Объективация в случайном конечном бытии. Положенный субъект.

3.2. Материя и свет.

3.3. Организм.

3.4. Дух (человек).

Теоретический дух. Практический дух. Общественный (исторический) дух.

3.5. Абсолютный субъект как результат процесса.

Откровение абсолютного субъекта в искусстве, религии и философии. Абсолютный субъект как Бог. Отношение процесса и результата.

 

Литература

Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии. Натурфилософия // Соч. в 2 т. Т. 2.– М.: Мысль, 1989.– С. 472 – 495.

 


 

VI. ГЕГЕЛЕВСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

(по введению в «Лекции по истории философии»)

 

1. Подход к истории философии. (С. 66 – 84. Предварительные замечания об истории философии. Введение в историю философии. А. Понятие истории философии. 1. Обычные представления об истории философии. а. История философии как перечень мнений. b. Доказательство ничтожности философского познания посредством самой истории философии. с. Объяснительные замечания относительно различия философских систем.)

1.1. Философия как мышление (69 –74).

Субъект философских творений и философствующие индивиды. Мысли как творения истории философии. Наследование мысли в истории философии. Что мыслят философские мысли? Смысл исторического движения мысли.

1.2 . Историческое состояние философии (74 –84).

Противоречивость понятия «история философии». Сравнение исторического состояния философии с историческим состоянием религии. История философии как предмет эрудиции. Мнение и истина. Объяснение многообразия философских систем.

2. Истина как идея. (С. 84 – 91. 2. Разъяснения, необходимые для определения понятия истории философии. а. Понятие развития. b. Понятие конкретного. с. Философия как познание развития конкретного.)

2.1. Идея (84 – 85).

Идея как полнота мысли. Самопостижение идеи. Становление идеи. Самоделание идеи.

2.2. Развитие (85 – 87).

В-себе-бытие и для-себя-бытие (возможность и действительность). Противоречие в развитии. Различие способа развития в живом и в духе. Самоопредмечивание духа в развитии. Свобода духа.

2.3. Конкретное (88 – 90).

Форма и содержание в развитии. Абстрактное и конкретное единство. Начало, процесс и результат развития.

2.4. Философия как развитие конкретного (90 – 91).

Философия как познание развития и как само развитие. Обиначивание идеи как самоуглубление. Экстенсивность и интенсивность философского процесса.

3. Понятие истории философии. (С. 91 – 108. 3. Выводы относительно понятия истории философии. а. Развитие различных систем философии во времени. b. Применение вышесказанного к рассмотрению философии. с. Более подробное сравнение истории философии философией.)

3.1. Историческое и логическое в философии (91 – 94).

Соответствие истории философских систем последовательности логических определений идеи. Как должно изучать историю философии?

3.2. Временной смысл идеи (94 – 97).

Смысл вхождения идеи во время. Самособирание идеи во времени. Содержательное единство идеи в историческом многообразии. Значимость различия исторических форм идеи для ее содержания. Отношение идеи к народам и индивидам.

3.3. История философии как диалектика форм (98 – 108).

Истинное и неистинное в исторических формах философии. Присутствие исторических форм философии в итоговой системе. История философии как движение от абстрактного к конкретному. Отличие философии Нового времени от предшествующих исторических форм.

4. Философия в отношении других форм духа. (С. 108 – 133. В. Отношение философии к другим областям. 1. Историческая сторона этой связи. а. Внешнее, историческое условие философствования. b. Историческое возникновение духовной потребности в философствовании. с. Философия как мысль своей эпохи. 2. Отграничение философии от родственных ей областей. а. Отношение философии к научному образованию. b. Отношение философии к религии. a) Различие между философией и религией.)

4.1.Философия и эпоха (108 – 112).

Исторические предпосылки возникновения философии вообще. Появление философии в развитии отдельного народа. Философия как выражение и основание духа эпохи.

4.2.Философия и наука (112 – 117).

4.3.Философия и религия.(117 –133).

 

Литература

Гегель. Лекции по истории философии. Кн. 1.– СПб., 1993.– С. 66 – 133 [Введение].


 

VII. ВСЕОБЩАЯ ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ

(по «Энциклопедии философских наук»)

 

1. Философия как мыслящее рассмотрение предметов (ЭФН Введение; НЛ Предвар. понятие; § 1 - 25).

1.1. Мышление и формы мышления, размышление (§ 1-5).

1.2. Мышление и действительность (§ 6).

1.3. Философия и опытная наука (§ 7-12).

Общность и различие, спекулятивное, самообращение мышления, самопротиворечие и отступление мышления (Кант), диалектика.

1.4. Философия и ист. философии (§ 13-14).

1.5. Позитивные науки и проект энциклопедии (§ 15-18).

1.6. Понятие Логики (§19).

1.7. Четыре определения мышления (§ 20-23).

1.8. Истинность и объективность мышления (§ 24-25).

 

2. Отношения мысли к объективности, исторически предшествующие всеобщей диалектике(НЛ Предвар. понятие; § 26 – 78).

2.1. Метафизика (§ 26-36).

2.2. Эмпиризм и критическая философия (§ 37-60).

2.3 Непосредственное знание (§ 61-78).

 

3. Логические формации мышления (НЛ Предвар. понятие; § 79 – 83).

3.1 Рассудочное мышление (§ 80).

3.2 Отрицательно-разумное мышление (§ 81).

3.3 Положительно-разумное мышление (§ 82).

 

Литература

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики.– М., 1975.– С. 84 – 214.

 


 

VIII. ПОНЯТИЕ ИСТОРИИ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ

(по «Лекциям по философии истории»)

1. Виды историографии.

Определите принципы первоначальной и рефлективной истории, покажите их ограниченность. Определите метод философского рассмотрения истории. Найдите в философской истории моменты первоначальной и рефлективной историй.

2. Разум как принцип философского понимания мира.

Кто впервые в истории философии сформулировал принцип разума. В чем ограниченность этого первого учения о разуме, и кто впервые обнаружил эту ограниченность? Установите общность и различие между религиозной и философской трактовкой разумности мира.

3. Свобода как сущность духа.

Определите сущность духа через сравнение его с природой (материей). В каких собственных функциях духа проявляется его сущность? Какова цель деятельности духа? В чем смысл всемирной истории? Проведите деление всемирной истории на основании сущности духа.

4. Субъективная воля – средство осуществления свободы в мире.

Что представляет собой исторический материал в его непосредственном бытии (в его явлении)? Какая проблема отсюда возникает?

Почему идея (принцип, цель), осуществляющаяся во всемирной истории, нуждается в субъективной воле? Какую форму имеет субъективная воля в своей непосредственности? Что такое формальная свобода, каково ее отношение к необходимости духа? Раскройте механизм «хитрости разума», внешне согласующий формальную свободу с необходимостью.

В каком моменте своего субъективного бытия индивидуальность перестает быть жертвой «хитрости разума» и проявляет внутреннее единство с необходимостью духа?

Дайте понятие всемирно-исторической личности.

5. Государство как действительность свободы.

5.1. Понятие государства.

Дайте понятие государства. Каково место субъективной воли в государстве? Каков характер свободы и ее отношение с необходимостью в государстве? Как выражены в государстве субъективная и объективная стороны духа?

5.2. Критика сложившихся политико-правовых учений.

Рассмотрите учение, представляющее государство как инструмент ограничения человеческой свободы (учение о естественной свободе человека). Дайте критику этого учения.

Рассмотрите учение, признающее патриархальное начало в качестве сущности государства. Дайте критику этого учения.

В чем сущность договорной теории государства? Почему с договорной точки зрения невозможно ни сформировать, ни объяснить конституцию государства?

5.3. Конституция (система власти) государства.

Какие факторы в действительности определяют конституцию государства? Какую общую закономерность в смене форм правления (конституций) у всех народов подметил Гегель?

Как связана жизнь государства с культурой (искусством, религией, философией)?

6. Ход всемирной истории.

6.1. Понятие развития.

Чем процесс развития отличается от простого изменения? Где находится источник развития? Чем развитие духовного предмета отличается от развития организма? Почему в процессе развития несовершенное преодолевает свое несовершенство?

6.2. Доисторическая эпоха.

Какой период существования человечества Гегель выносит за рамки всемирной истории и на каком основании? Почему в этот период не существует историографии? Какие формы духовного творчества все же существуют в доисторическую эпоху? Почему в эту эпоху интенсивно развивается язык?

6.3. Развитие народа.

Раскройте цикл развития народа (цикл развития его духовного принципа) в основных моментах: действенное раскрытие потенций, самореализованность, привычка. Почему привычка губительна для народа? Почему народ не может выйти из состояния привычки?

6.4. Преемственность народов.

Что Гегель называет самоумерщвлением народа? Почему самосознание народа, выступившее в свободном мышлении, становится губительным для реального бытия народа? В чем проявляется эта губительность? Что позитивного производит это мыслящее самосознание? Что такое всемирно-исторический народ? Как осуществляется преемственность развивающегося духа от народа к народу?

6.5. Отношение процесса и результата истории.

Как историческое прошлое связано с настоящим?

Литература

Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Введение // Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории.– СПб.: Наука, 1993.