Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

О сборнике

Оглавление

Назад Далее

ПОЯСНЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРАКТИКУМ
Текст 1. Соловьев Вл. Исторические дела философии
Текст 2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Введение
Текст 3. Хайдеггер М. Что такое метафизика?
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
КАК СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Программа курса

 

ПОЯСНЕНИЕ

В отличие от общего курса «Введение в философию», вводящего учащегося в проблемно-понятийное поле философии, этот курс ставит специальную цель: определить вместе с учащимися стратегию профессиональной философской деятельности и соответствующего этой деятельности образования.

Определить стратегию здесь значит:

●  Продумать дело философии из её традиции. Определиться из этого дела к религии, к науке и к культуре в целом.

●  Определиться из дела философии к истории философии.

●  Определить отношение философии к языку.

●  Обнаружить закономерности работы с философским текстом и выработать соответствующие начальные умения.

●  Понять сущность и порядок ведения философской дискуссии, выработать соответствующие начальные умения.

●  Осмыслить статус философа: всемирный, культурный, общественный, индивидуальный.

●  Продумать смысл образования вообще и философского в частности. Определить значимость учебных дисциплин.

●  Обсудить способы институализации философии в истории и современности.

●  Наметить техники работы с источниками информации (книжными и электронными).

Дисциплина ведется в форме философских бесед, включающих в себя и лекционные элементы, и элементы семинарских занятий. Курс также включает в себя практикум по работе с первоисточниками. План работы с первоисточниками развернут в содержании программы под отдельной рубрикой.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Дело философии.

Трудность вопроса о существе философии. Этимология слова «философия». Философия как делание. Основослагающие делания: «что» и «как». Определение философии Аристотелем. «Сущее как таковое». Рефлективный характер философского дела. Философия как мышление. Общность предмета философии и религии. Истина как alētheia. Различие философского и религиозного откровения. Внутренняя и внешняя рефлексия религии: богословие и религиоведение. Отношение философии к богословию и религиоведению.

Тема 2. Философия и наука.

Научная фактичность философии. Греческая парадигма знания. Теория. «Первая философия». Наука как феномен Нового времени. Научное овладение сущим. Облик современной науки. Проект философии как науки наук. Институализация философии как науки. Судьба философии в современном мире. Философия в России. Онтологическое различение (бытия и сущего) как основание различения философии и науки.

Тема 3. Философское наследие.

Понятие философского топоса. Персоналии и школы. Первоисточники и интерпретации. Историко-философская схематизация. Философские моды и пристрастия. «Актуальность». Классические и неклассические философские топосы. Понятие философского события. Историчность, непрерывность и присутственность философского события. Философствование как историческое откровение бытия. Философские эпохи. Культурные эпохи.

Тема 4. Философский текст.

Герменевтика как искусство толкования текста. Подбор текстов. Оригинальный текст и перевод. Издательские представления текста. Обстоятельства текста. Техника работы с текстом. Презумпция осмысленности текста. Проблемное поле текста. Контекстовый горизонт. Предугадывание. Возвращение к тексту. Библиотечное дело.

Тема 5. Язык философии.

Происхождение философской терминологии: «стирание» метафор. Онтологическая укорененность языка философии. Язык философии и эпоха. Научный язык. «Идолы площади». «Бритва Оккама» в языке. Философская этимология. Философское словообразование. Язык философии и философия языка.

Тема 6. Философская артикуляция.

Философия в одиночестве душевной жизни и философия с другим. Триединое значение греческого слова «logos». Основослагающие философского слова: проблема, тема, рема, набросок, подход, разбрасывание и собирание. Платон о преимуществе устного слова и его назначении. Сократический диалог. Лекция, беседа, доклад, выступление, вопрос и ответ, реплика. Особенности письменного философского слова. Поэма, диалог, трактат, комментарий, сумма, эссе, афоризмы, лекции, энциклопедия, статья.

Тема 7. Философский институт.

Понятие философского института. Античная школа. Средневековая церковь. Университет Нового времени как научный институт. Сопряженность научной и образовательной деятельности. Управление наукой. Понятие академической свободы. Научные области и специальности. Факультеты и кафедры. Необразовательные научные учреждения. «Варварство специализации». Научная коммуникация: конференции, периодические издания и монографии. Понятие научного сообщества. Понятие философского образования. Образование и самообразование. Специальность и специализации. Госстандарт по философии и философский проект философского образования. Преподаватель и студент. Lectio, meditatio, disputatio. Учебники. Ступени высшего профессионального и послевузовского образования. Ученые степени и звания. Квалификационные работы и их удостоверение. «Институт» свободных философов.

Тема 8. Философское расположение.

Понятие философского расположения. Платон и Аристотель о внешних условиях философствования. Удивление. Беззаботность и забота. Вопрос о пользе философии. Подозрительность и доверительность. Сократ о знающем незнании. Положение Декарта о всеобщем сомнении. Критичность и самокритичность. Привычное и непривычное. Страх самоутраты и мужество пользоваться своим умом. «Серым по серому». Интересное и неинтересное. Развивающий дискомфорт. Философское вопрошание. Предпонимание и понимание. Философское воображение. Открытость философского расположения. Философское удовольствие.

 

ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРАКТИКУМ

 

Текст 1. Соловьев Вл. Исторические дела философии

Вл. Соловьев в развитии русского философствования. Постановка проблемы о значимости философии. Сопряженность религии и философии в историческом процессе. Восточная эпоха. Природная религия. Дело упанишад. Буддийский поворот. Общая характеристика греческой религиозности. Софисты. Сократ. Дело Платона. Идея христианства. Средневековое христианство. Смысл Реформации и политической революции Нового времени. Ипостаси новой философии и её отношение к христианству. Проект богочеловечества. Свобода как историческое дело философии.

 

Текст 2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Введение

1. Подход к истории философии.

Философия как мышление. (Субъект философских творений и философствующие индивиды. Мысли как творения истории философии. Наследование мысли в истории философии. Что мыслят философские мысли? Смысл исторического движения мысли.) Историческое состояние философии. (Противоречивость понятия «история философии». Сравнение исторического состояния философии с историческим состоянием религии. История философии как предмет эрудиции. Мнение и истина. Объяснение многообразия философских систем.)

2. Истина как идея.

Идея. (Идея как полнота мысли. Самопостижение идеи. Становление идеи. Самоделание идеи.) Развитие. (В-себе-бытие и для-себя-бытие: возможность и действительность. Противоречие в развитии. Различие способа развития в живом и в духе. Самоопредмечивание духа в развитии. Свобода духа.) Конкретное. (Форма и содержание в развитии. Абстрактное и конкретное единство. Начало, процесс и результат развития.) Философия как развитие конкретного. (Философия как познание развития и как само развитие. Обыначивание идеи как самоуглубление. Экстенсивность и интенсивность философского процесса.)

3. Понятие истории философии.

Историческое и логическое в философии. (Соответствие истории философских систем последовательности логических определений идеи. Как должно изучать историю философии?) Временной смысл идеи. (Смысл вхождения идеи во время. Самособирание идеи во времени. Содержательное единство идеи в историческом многообразии. Значимость различия исторических форм идеи для ее содержания. Отношение идеи к народам и индивидам.) История философии как диалектика форм. (Истинное и неистинное в исторических формах философии. Присутствие исторических форм философии в итоговой системе. История философии как движение от абстрактного к конкретному. Отличие философии Нового времени от предшествующих исторических форм.)

4. Философия в отношении других форм духа.

Философия и эпоха. (Исторические предпосылки возникновения философии вообще. Появление философии в развитии отдельного народа. Философия как выражение и основание духа эпохи.) Философия и наука. Философия и религия.

 

Текст 3. Хайдеггер М. Что такое метафизика?

1. Развертывание метафизического вопроса.

Вопрос о метафизике как метафизический вопрос. О чем и как спрашивает метафизический вопрос? Чем определено присутствие вопрошающих? Различенность наук и общность их мироотношения. Установка на сущее как таковое. Наука как вторжение.

Возникновение вопроса о Ничто из сказа о сущем.

Разработка вопроса.

Парадоксальность вопроса и возможного ответа о Ничто. Вопрос о Ничто и «логика». Отрицающее действие рассудка и Ничто. Отрицание сущего в «идее» и формальное понятие Ничто.

Установка на фундаментальный опыт Ничто. Условия приоткрывания сущего в целостности. Настроение ужаса. Ужас и боязнь. Покой ужаса. Проседание сущего в ужасе. Ускользание из человека в ужасе. Ужас и речь. Ужас как событие, приоткрывающее Ничто.

2. Ответ на вопрос.

Ничто как ничтожение. Ничто как отсылание. Ничто как подход к сущему. Человеческое присутствие как выдвинутость в Ничто. Трансценденция. Выдвинутость в Ничто как условие отношения человека к сущему и себе. Свобода. Ничто как условие бытия сущего. Экзистирование.

Нетематичность (заслоненная открытость) Ничто в обыденности присутствия. Отрицание («Нет») как вид ничтожения Ничто. Обоснование «логики» метафизикой. Ничтожащее поведение и его модусы. Человек как заместитель Ничто. Конечность и решимость человека.

Рождение метафизики из трансценденции. Понимание сущего в наброске на Ничто. Ничто и сущее в античной метафизике. Ничто и сущее в христианской догматике. Постановка вопроса о Ничто как вопроса о бытии сущего. Гегелевская и хайдеггеровская трактовка вопроса о бытии и Ничто.

Метафизическое обоснование науки. Метафизичность обыденного бытия человека. Философия как энергия метафизики.

 

ЛИТЕРАТУРА

Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии. 1988.– N8.– С. 118-125.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1.– СПб., 1993.– С. 66 – 133 [Введение].

Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие.– М., 1993.– С. 16 – 27.

Платон. Федр // Соч. в 4 т. – М.: Мысль, 1993. – Т. 2.

Хосе Артега-и-Гассет. Что такое философия? // Хосе Артега-и-Гассет. Что такое философия?– М., 1991.

Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т. 1. – М.. 1989.