Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

О сборнике

Оглавление

Назад Далее

 

ФИЛОСОФСКАЯ  АНТРОПОЛОГИЯ

 Программа курса

  

ПОЯСНЕНИЕ 

Курс философской антропологии построен на следующих методологических основаниях. Во-первых, человек понят как самодеятельное существо: он является тем, что и как он делает из себя. Во-вторых, самодеятельность человека понята как сущностно временная – историчная. В-третьих, современность человека понята как его освоенная история.

Антропология в курсе берется сразу и в широком, и в узком смысле. Во-первых – как самосознание человеческой самодеятельности в предмыслительных формах культуры (в мифологии, праве, искусстве, религии). Во вторых – как это же самосознание, оформившее себя в философскую мысль, т.е. как философское учение о человеке. В обоих случаях акцент делается на проектирующее значение антропологии в развитии человека.

  Курс делится на вводную часть (темы 1- 3) и историческую часть (темы 4-8). Последняя, однако, берет исторические формы человека в понимании их соприсутствия в современном человеке. В теме 9 проводится анализ современного человека по его данности, проблемам и проектам.

В списке литературы представлены доступные для понимания учащихся тексты, выражающие самосознание человека (антропологию) в поворотных пунктах его развития. 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1. Понятие антропологии.

Антропология как наука. Физиологическая и философская антропология. М. Шелер у истоков современной антропологии. Антропологичность философии XX века. Антропологический принцип Л. Фейербаха. Кантовский проект антропологии.

Антропология как самосознание. Антропологичность культуры. Антропоцентризм Нового времени. Вопрос о человеке и его исторические модификации. Кантовское вопрошание о человеке. 

Тема 2. Понятие человека.

Самодеятельная сущность человека. Духовное и природное человека. Душа. Сознание и самосознание. Ближайшая и отдаленная телесность человека. Человек как общество. Искусство, религия и философия как смыслоформы бытия человека.

  Тема 3. Понятие истории антропологии. 

Смысл истории. Понятие исторической формы (образа) человека. Понятие развития. Отношение форм друг к другу в развитии. Историческое и современное. Закон воспроизведения. Проектирующее значение антропологии. Исторические образы человека.

  Тема 4. Природный человек и природная антропология (первобытность).

Общая характеристика природного человека. Понятие чудесного. Фетишизм. Тотемизм. Анимизм. Магический человек. Магическое происхождение языка. Антропологический смысл мифологии. 

Тема 5. Природно-духовный человек и природно-духовная антропология (Древний Восток).

Общая характеристика природно-духовного человека. Этно-культурные модификации восточного человека. Антропология меры (Китай). Антропология безмерного (Индия). Антропология противоборства (Персия). Антропология Царства вечной жизни (Египет). Антропология безмерной личности (иудаизм). 

Тема 6. Эстетический человек и эстетическая антропология (Античность).

Общая характеристика античного человека. Антропология моральной индивидуальности (Сократ). Антропология идеи (Платон). Учение о душе в диалоге Платона «Федон». Антропология Аристотеля: общая характеристика. Учение Аристотеля о душе. Учение Аристотеля о чувственности. Аристотель о месте человека в сущем и его деятельностях.

  Тема 7. Благодатно-верующий человек и религиозно-христианская антропология.

Общая характеристика. Понятие благодатной веры как основа христианской антропологии. Христианское учение о триединстве Бога и его воплощении в человека. Антропология благодати в отношении к антропологии закона. Временной смысл бытия благодатно-верующего человека (вера, надежда, любовь). Любовь как полнота деятельности благодатно-верующего человека. Общинность благодатно-верующего человека. Исторические метаморфозы христианской общины. Реформация христианской антропологии.  

Тема 8. Рационалистический человек и рационалистическая антропология (Новое время).

Общая характеристика рационалистического человека. Декартовское учение о методе и мыслящем «Я» как философское основание рационалистической антропологии. Ф. Бэкон. Господство науки в бытии рационалистического человека. Принцип общественного бытия рационалистического человека. 

Тема 9. Современный человек и современная антропология.

 «Кризис» рационализма. Техника как определяющая черта эпохи. Человек масс. Глобализация человека. Человек информации. Идея культуры. Человек как экзистенция.  

  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Предисловие // Соч. в 6т. Т. 6.– М., 1966.

2.   Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии.– М., 1988.

3.   Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов.– М., 1990.

4.   Лосев А. Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2т. Т.1. – М.,1991. С.321-335.

5.   Платон. Апология Сократа. (Любое издание.)

6.   Платон. Федон. (Любое издание).

7.   Аристотель. О душе // Соч. в 4 т. Т.1.– М., 1976.

8.   Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4 т. Т. 4.– М., 1984.

9.   Библия. Новый Завет. Послание  к  римлянам  святого  апостола  Павла.

10.    Августин А. Исповедь.

11.    Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т.1.- М., 1989.

12.    Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. – М., 1978. С. 12 – 79.

13.    Ясперс К. Смысл и назначение истории.– М.: Политиздат, 1991. Часть II. Настоящее и будущее.

14.    Культурология: Хрестоматия / Сост., общ. ред. Авксентьевского И. И., Фивейской Л. В.­– Вологда, 2001.

15.    Авксентьевский И. И., Фивейская Л. В. Классические учения и тексты в курсе культурологии: Учебное пособие.– Вологда, 2002.