Зона COPULA.ru Домашняя Об авторе Темы Учебные Хронология

PHILOSOPHIA САЙТ ИГОРЯ АВКСЕНТЬЕВСКОГО ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

О сборнике

Оглавление

Назад

 

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Программа курса

 

Содержание программы

 

Тема 1. Понятие историко-философского наследия и методы работы с ним.

Понятие философского топоса. Персоналии и школы. Первоисточники и интерпретации. Историко-философская схематизация. Философские моды и пристрастия. «Актуальность». Классические и неклассические философские топосы. Понятие философского события. Историчность, непрерывность и присутственность философского события. Философствование как историческое откровение бытия. Философские эпохи. Культурные эпохи.

Тема 2. Текст и язык философии.

Герменевтика как искусство толкования текста. Подбор текстов. Оригинальный текст и перевод. Издательские представления текста. Обстоятельства текста. Техника работы с текстом. Презумпция осмысленности текста. Проблемное поле текста. Контекстовый горизонт. Предугадывание. Возвращение к тексту. Библиотечное дело.

Происхождение философской терминологии: «стирание» метафор. Онтологическая укорененность языка философии. Язык философии и эпоха. Научный язык. «Идолы площади». «Бритва Оккама» в языке. Философская этимология. Философское словообразование. Язык философии и философия языка.

Тема 3. Историко-философские подходы Античности и Средневековья.

«Диалогическая» история философии Платона. «Битва титанов» за бытие. Аристотель как историк философии. Истолкование ранней греческой философии по четырем причинам сущего. Критика Аристотелем «идей» Платона. Греческая доксография. Отношение христианской теологии к философскому наследию Античности. Климент Александрийский о языческой мудрости. Античная философия как методология христианской теологии. Платоновская традиция в Средние века. Аристотелевская традиция в Средние века.

Тема 4. Старый и новый инструментарий философии.

Новое время – новое истолкование истории философии. Ф. Бэкон о предвосхищении и истолковании природы. Критика «идолов разума». Бэкон о логике Аристотеля. Метод Декарта в отношении к предшествующей философии. Схоластические атавизмы новой философии.

Тема 5. Трансцендентальная критика истории философии (И. Кант).

Общая установка на предшествующую философию из места трансцендентального поворота. Ориентация Канта на Ф. Бэкона и науку Нового времени. Критика эмпиризма Нового времени. Критика метафизики нового времени. Новое значений платоновских «идей» в философии Канта. Историко-философские аллюзии кантовской этики. Аристотель и кантовской учение о целесообразности.

Тема 6. Спекулятивная история философии (Г. Гегель).

Понятие истории философии. Субъект философских творений и философствующие индивиды. Мысли как творения истории философии. Наследование мысли в истории философии. Смысл исторического движения мысли. Идея как полнота мысли. Самодвижение идеи. Развитие. В-себе-бытие и для-себя-бытие. Противоречие в развитии. Свобода духа. Конкретное. Форма и содержание в развитии. Абстрактное и конкретное единство. Начало, процесс и результат развития. Философия как развитие конкретного. Историческое и логическое в философии. Временной смысл идеи. История философии как диалектика форм. Философия и эпоха. Философия и наука. Философия и религия. Периодизация истории философии.

Тема 7. Современные подходы к истории философии.

Историко-филологическая школа исследования философского наследия. «Всемирная история философии» К. Ясперса. Проект деконструкции истории философии (М. Хайдеггер). Хайдеггер и греки. Хайдеггер и Декарт. Хайдеггер и Кант. Хайдеггер и Гегель. Герменевтика истории философии (Г. Гадамер). Философия постмодернизма в отношении к истории философии.

Тема 8. Русские подходы к истории философии.

Вл. Соловьев как историк философии. Концепция исторических дел философии. Постановка проблемы о значимости философии. Сопряженность религии и философии в историческом процессе. Восточная эпоха. Природная религия. Дело упанишад. Буддийский поворот. Общая характеристика греческой религиозности. Софисты. Сократ. Дело Платона. Идея христианства. Средневековое христианство. Смысл Реформации и политической революции Нового времени. Ипостаси новой философии и её отношение к христианству. Проект богочеловечества. Свобода как историческое дело философии.

А.Ф. Лосев как исследователь истории философии. Марксистско-ленинская схема истории философии. История философии в истолковании отечественного диалектического материализма. История философии в диалектической логике Э.В. Ильенкова. Историко-философские вариации М.К. Мамардашвили.

 

Литература

Платон. Сочинения в трех томах. М., 1968-72.

Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т.1. М., 1976; Т.3. М., 1981; Т. 4. М., 1983.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения знаменитых философов. М., 1979.

Климент Александрийский. Строматы. СПб. 2003.

Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека// Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1978.

Декарт Р. Рассуждение о методе// Соч.: В 2 т.– М.: Мысль, 1989.– Т. 1.

Кант И. Критика чистого разума//Соч.: В 6 т.– М.: Мысль, 1964.– Т. 3.

Кант И. Критика практического разума// Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 1.– М.: Мысль, 1965.

Кант И. Критика способности суждения// Соч. в 6 т. Т. 5.- М., 1966.

Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии. // Соч. в 2 т. Т. 2.– М.: Мысль, 1989.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1.– СПб., 1993.

Виндельбанд В. История новой философии. Т. 1. М.: Терра, 2000.

Ясперс К. Всемирная история философии. СПб., 2000.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988

Гадамер Х.Г. Хайдеггер и греки. \\ "Логос", 1991, N 2.

Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии. 1988.– N8.– С. 118-125.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. В восьми томах. М., 1963-1992.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1978.